Ответы на вопросы на стр.105 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что имеет в виду Жуковский под словом «невыразимое» и почему стихотворению дан подзаголовок «отрывок»?Стихотворение «Невыразимое» В....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что имеет в виду Жуковский под словом «невыразимое» и почему стихотворению дан подзаголовок «отрывок»?
Стихотворение «Невыразимое» В. Жуковского имеет подзаголовок «Отрывок».
Подзаголовок подчёркивает, что стихотворение – лишь попытка изобразить один фрагмент из непрерывной цепочки человеческих чувств, мыслей, ощущений.
Основная мысль стихотворения состоит в том, что красоту нельзя осмыслить, логически определить. Только мгновенное поэтическое вдохновение, интуитивное познание окружающего мира и человеческой души способно уловить и отразить «невыразимое».
2. Как вы понимаете вопрос: «Невыразимое подвластно ль выраженью?»
Я понимаю вопрос «Невыразимое подвластно ль выраженью?» так: поэт сожалеет о том, что человеческий язык слишком беден, чтобы воссоздать словом область мысли и чувства, высокие материи и красоту природы, что невыразимое не может быть подвластно выраженью. По мысли В. А. Жуковского, слово может схватывать лишь внешнее, видимое очами. Но оно не способно к выражению высшего в человеке – его души, не может уловить «Создателя в созданье».
3. Так что же «ловит мысль крылата»? Какой для неё доступен язык?
«Мысль крылата» ловит красоту окружающего мира. Только метафоричный, живой и красочный язык может уловить частичку того самого, «невыразимого». Но ничто не может всецело передать всю полноту чувств от созерцания прекрасного.
4. Как объяснить концовку стихотворения: «...лишь молчание понятно говорит»?
Концовка стихотворения «Лишь молчание понятно говорит» может быть объяснена таким образом: молчание здесь – признак преклонения перед природой, перед её «невыразимостью», величием и многогранностью.
Это высшая степень сосредоточенности разума и сердца.
5. Составьте небольшой словарик, объясняющий слова и выражения: дивный, согласила, смятенная душа, ненаречённое, мысль крылата, обворожающего глас, необъятное в единый вздох теснится.
Дивный – чудесный.
Согласила – объединила.
Смятенная душа – душа в состоянии неопределенности, беспокойства; взволнованная душа.
Ненаречённое – неназванное.
Мысль крылата – здесь: стремительна или возвышенна.
Обворожающего глас – голос чарующего, чудесного.
Необъятное в единый вздох теснится – то, что нельзя выразить, пытается уместиться во что-то малое, в данном случае – вздох.
6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, сделав акцент на ключевых смыслах текста.
При подготовке выразительного чтения стихотворения Жуковского «Море» постарайтесь представить картины, которые рисует автор, прочувствовать эмоциональный настрой лирического героя. Продумайте, какие слова следует выделить с помощью интонации и логического ударения, где и какие сделать паузы.
Читая выразительно произведение, вам необходимо сделать акцент на ключевых смыслах текста.
Развиваем дар слова
1. Используя статью учебника, ресурсы Интернета, подготовьте устное сообщение о жизни и творчестве В. А. Жуковского. Введите в свой рассказ следующие словосочетания:
дворянская родословная, нравственные испытания, опытные наставники, романтические идеи, самобытное творчество, преобразования.
В русскую литературу романтизм ввёл Василий Андреевич Жуковский, великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений. В. А. Жуковский родился в селе Мишенском Тульской губернии в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина. Матерью его была пленная турчанка Сальха, которую нарекли Елизаветой Дементьевной Турчаниновой. Ребёнок считался по тем временам незаконным, и его положение в семье было двусмысленным. По желанию Бунина мальчика усыновил бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский. Чтобы упрочить будущее сына и смягчить его печальную участь, Бунин записал его в военную службу, и шестилетний мальчик получил чин прапорщика. Это давало право на получение дворянского звания. Его имя внесли в дворянскую родословную книгу Тульской губернии. Однако после смерти Бунина Жуковский почувствовал себя в доме особенно неуютно. Неясное и неустойчивое место в семье доставляло ему психологические неудобства и было источником глубоких переживаний.
Жуковский не озлобился на судьбу, сохранил уравновешенность, спокойствие, доброжелательность. Он смиренно и кротко, с неугасающей верой и молитвой переносил выпавшие на его долю нравственные испытания. Впоследствии Пушкин назвал его душу «ангельской», а воспоминания современников запечатлели сердечность, отзывчивость поэта.
Учился будущий писатель сначала дома, затем в пансионе X. Ф. Роде, в главном народном училище, и снова дома – в Туле. Наибольшее воздействие на него оказал Благородный университетский пансион в Москве, где он нашёл и опытных наставников, и родственную по духу среду сверстников, особенно в знаменитой семье Тургеневых. Сыновья И. П. Тургенева – Александр, Николай и особенно Андрей – навсегда останутся друзьями Жуковского.
Жуковский был одним из лучших учеников. Он окончил пансион с серебряной медалью. Сразу же после окончания пансиона вместе с А. Тургеневым, А. Мерзляковым он создаёт Дружеское литературное общество. Участники его ставят перед собой цель познакомить русскую публику с новейшими литературными течениями на Западе и произведениями европейских авторов. Так они начинают приучать читателей к романтизму и пересаживают западные романтические идеи на русскую почву, учитывая, конечно, её своеобразие.
Друзья полагали, что, прежде чем приступить к самобытному творчеству, нужно освоить достижения европейской культуры. Только сделав сочинения европейцев фактами русской культуры, можно двинуться дальше и начать творить, идя при этом своей, не проторённой другими народами дорогой. Поэтому почти все произведения Жуковского можно назвать и переводными, и оригинальными. Чужое он превращал в своё, и эти преобразования делал достоянием русской культуры. Жуковский не ставил перед собой задачи точно перевести подлинник. Он творчески перерабатывал текст. Так поступал не только Жуковский, но и Крылов, Батюшков, другие поэты того времени. Разными путями, но преследуя сходную цель, писатели прививали русской культуре европейский опыт. Благодаря Н. И. Гнедичу и В. А. Жуковскому наша публика познакомилась с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера. В ту пору, когда Жуковский учился в пансионе, он уже сочинял, но его первые произведения выдержаны в классицистическом или в сентиментальном духе. Первым произведением, которое Жуковский считал началом своего творчества, была элегия «Сельское кладбище», перевод стихотворения английского поэта Томаса Грея. С этого времени Жуковский понял, что его жизненное призвание – художественная литература. Его служба в Главной соляной конторе кончается тем, что за занятия литературой и пренебрежение должностью его сажают под «арест». Когда срок наказания кончился, Жуковский подал в отставку и пять лет жил в Мишенском. Там к нему приходит первая настоящая любовь. Избранницей 22-летнего поэта становится 12-летняя Маша, дочь сестры Жуковского. Однако мать Маши воспротивилась этим отношениям, да и церковь была против родственных браков. Нравственные испытания отразились на творчестве Жуковского.
В 1807 году Жуковский переезжает в Петербург, где пишет балладу «Людмила», а в течение последующих шести лет – ещё 13 баллад, в том числе знаменитую «Светлану». Всего же поэтом было написано 39 баллад.
В 1823 году умирает Маша, и трагическая любовь становится частой темой в творчестве поэта.
В 1826 году Жуковский становится наставником будущего императора Александра II. Он сам составлял программы обучения, совершил путешествие с цесаревичем по России.
В 1831 году Жуковский сдружился с Пушкиным. Между поэтами состоялось литературное соревнование. Жуковский написал несколько сказок, в том числе «О спящей царевне».
Василий Андреевич тяжело переживал смерть Пушкина, помогал семье, готовил к изданию сочинения.
В 1840 году Жуковский женился на Елизавете Рейтерн, и в браке у них родилось двое детей. В 1841 году поэт уехал в Германию, где продолжал активно заниматься творчеством, несмотря на болезни и слепоту.
12 апреля 1852 года Жуковский скончался.
2. Объясните значение слов и выражений:
ярится смерть, надменный мавзолеи лишь персть их бременит, перл, жертвенники лести, спать под сенью гробовою, светозарная лазурь.
Ярится смерть – смерть ищет всех, хочет забрать.
Надменный мавзолей лишь персть их бременит – памятники лишь утяжеляют прах мёртвых.
Перл – жемчужина.
Жертвенники лести – нечто, призванное льстить кому-то, например, хвалебная ода.
Спать под сенью гробовой – пребывать в вечном покое.
Светозарная лазурь – несущая свет лазурь, небо.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением