Ответы на вопросы на стр.121 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Творческое задание
Можно ли считать, что Жуковский написал балладу «Светлана» в шутливом ключе? Сравните сюжет этой баллады с сюжетами других баллад Жуковского (например, «Кубок») и подготовьте развёрнутый ответ на заданный вопрос.
Жуковский, несомненно, написал «Светлану» в шутливом ключе, а не желая напугать и поразить воображение читателя. Он сам это признаёт в послесловии-обращении: «Улыбнись, моя краса, на мою балладу». Страшный сюжет оказывается безобидным сном, навеянным крещенскими гаданиями. Трагедия превращается в фарс. Автор показывает нам, что не нужно придавать значения различного рода снам, плохим или хорошим, нужно верить в Бога, который порицает любые языческие проявления.
В этом главное отличие «Светланы» от других баллад Жуковского, например, «Кубка». Вспомним, в «Кубке» молодой паж трагически гибнет, исполняя волю тирана-самодура, но ради великой любви. Там нет места улыбке, только слезам. В «Светлане» всё не так. И если в ряде мест сердце замирает, то финал заставляет облегчённо улыбнуться. Здесь Жуковский подчеркивает, что не нужно вновь и вновь испытывать судьбу, играть с ней.
Опыт литературоведческого исследования
Литературовед Н. В. Измайлов пишет:
«Линия средневековых баллад на сюжеты, почерпнутые из народных преданий, проходит, так же как и линия античных баллад, через весь центральный период творчества Жуковского. „Светлана44 была явным переосмыслением канонов баллады».
Согласны ли вы с этим суждением? Чем Жуковский в «Светлане» нарушает каноны традиционной баллады? Найдите подтверждение своей точки зрения в тексте баллады.
К канонам традиционной баллады следует отнести: напряжённый и таинственный сюжет; наличие сверхъестественных сил; символизм времени и пространства; отсылки к фольклору; наличие морали.
Всё это имеется и в балладе «Светлана». Так чем же Жуковский нарушил каноны традиционной баллады? Он изменил саму структуру баллады, добавив в него послесловие-посвящение, заставляющее иначе взглянуть на саму балладу, как на шуточное произведение или как на сказку со счастливым концом (Статный гость к крыльцу идет.../ Кто?.. Жених Светланы»). Ввся мистика объясняется сном Светланы («Ах!.. и пробудилась») В «Светлане» Жуковский широко использовал национальный колорит («Клали перстень золотой, / Серьги изумрудны;/ Расстилали белый плат/ И над чашей пели в лад/ Песенки подблюдны»), описывает русские традиции («Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали»), что также необычно для традиционной баллады.
Так что, Жуковский действительно слегка переосмыслил жанр баллады, что, впрочем, характерно для любого талантливого автора. Ведь настоящий талант не признаёт рамок и границ.
Развиваем дар слова
Подберите синонимы к словам:
лукавый, печали, кони рьяны, взоры, лик. робко, хижина, очи.
Какие из этих слов можно использовать сегодня? Приведите примеры предложений с этими словами.
Лукавый – хитрый.
Печали – тревоги.
Кони рьяны – кони быстры.
Взоры – взгляды.
Лик – лицо.
Робко – несмело.
Хижина – лачуга.
Очи – глаза.
Почти все эти слова используются сейчас, хотя достаточно редко, а некоторые исключительно в литературной и поэтической речи.
Лукавый – словно бездны бездн стяжатель… (С. Кирюков)
Вчера в бессилие печали / Я был угрюмо погружён… (Ф. Соллогуб)
О рьяный конь, о конь морской, /С бледно-зеленой гривой… (Ф. Тютчев)
И взор наклоняя к равнинам… (Н. Гумилёв)
Взгляни на этот лик; искусством он / Небрежно на холсте изображен… (М. Лермонтов)
Робко осина дрожит, /Словно боится чего-то… (В. Сарафанов)
Когда я в хижине моей / Согрет под стеганым халатом… (А. Дельвиг)
Не глядите очи вы в своей тревоге… (Т. Головина)
Учимся читать выразительно
Подготовьте одно из стихотворений В. А. Жуковского для выразительного чтения вслух в классе, подчеркните интонацией печальное или радостное настроение.
При подготовке выразительного чтения одного из стихотворений Жуковского постарайтесь представить картины, которые рисует автор, прочувствовать эмоциональный настрой лирического героя. Подумайте, что хотел донести до читателей автор, какие чувства и мысли вызывает текст. Продумайте, какие слова следует выделить с помощью интонации и логического ударения, где и какие сделать паузы. Постарайтесь передать в своём чтении подчеркнуть интонацией печальное или радостное настроение.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением