Ответы на вопросы на стр.87 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества II. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества II. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и развитию каких жанров они содействовали?
Основные периоды жизни и творчества Н. М. Карамзина:
1. 1766 год – родился в Симбирске в семье дворян.
2. 1775–1781 годы – получил образование в Московском пансионе.
3. 1781–1784 годы – проходил военную службу.
4. 1785–1789 годы – увлекался масонством, опубликовал свои первые переводы и пробы пера (повесть «Евгений и Юлия»).
5. 1789–1790 годы – вышел из масонского общества и путешествовал по Европе, создал «Записки путешественника».
6. 1791 год – издал «Московский журнал» и альманахи.
7. 1802 год – опубликовал повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».
8. 1803 год – Александр I присудил ему звание историографа.
9. 1818–1824 годы – продолжил работу над «Историей государства Российского» и выпустил в свет первые 11 частей.
10. 1826 год – умер и похоронен в Санкт-Петербурге.
Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России, потому что он был первым и самым крупным представителем этого направления.
Карамзин оказал огромное влияние на других, более поздних представителей жанра, и был практически основоположником сентиментализма.
Основные прозаические произведения Карамзина – это «Лиодор», «Евгений и Юлия», «Юлия», «Рыцарь нашего времени». В них Карамзин изобразил русскую дворянскую жизнь.
Основные черты сентиментализма:
- внимание к конкретному человеку, его чувствам и переживаниям;
- культ чувств: центральное место в сентиментализме занимает чувство, индивидуальные переживания и эмоции;
- идеализация природы: природа выступает источником чистых и неподдельных чувств, местом уединения и вдохновения;
- культ врожденной нравственной чистоты;
- простота и естественность: отход от сложных литературных форм, стремление к простоте и понятности выражения;
- осуждение социальной несправедливости: критика общественных пороков, осмысление идеалов справедливости и морали;
- прославление любви: любовь выступает важнейшей темой, особенно в ее идеалистическом и платоническом виде;
- уход от однозначности классицизма.
Сентименталисты выдвинули программу «образовывать сердца» и «просвещать душу». Они стремились тронуть сердце читателя. Сентиментализм направлен на воспитание каждого, поэтому в произведениях этого направления описаны простые люди.
Основными жанрами сентиментализма стали роман, элегия, дневник, мемуары, путешествия и эпистолярный жанр, то есть письма.
Главным объектом сентименталистов стала человеческая душа.
2. Проанализируйте повесть «Бедная Лиза». Какими описаниями начинается это произведение II. М. Карамзина? Известны ли вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.). Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались? Почему повесть «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» начинается следующими описаниями:
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам».
В повести упоминаются многочисленные поля и рощи, которых уже нет в центре современной Москвы. Также автор говорит о сохранившемся до наших дней златоглавом Даниловом монастыре, селе Коломенском и знаменитых Воробьёвых горах.
Москва в наше время изменилась. Нет уже той природы и полей, что описаны у Карамзина. Это вызывает смешанные чувства: с одной стороны, было бы интересно увидеть ту давнишнюю Москву, а с другой – мне нравится технологический прогресс, и я рад, что Москва превратилась в огромный мегаполис.
Описания знакомят читателя с местом действия и вводят его в мечтательную и завораживающую атмосферу.
История семьи Лизы:
«Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабое и совсем не могла работать. Одна Лиза, – которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери. «Бог дал мне руки, чтобы работать, – говорила Лиза, – ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить на тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать: слезы наши не оживят батюшки». Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою. – «На том свете, любезная Лиза, – отвечала горестная старушка, – на том свете перестану я плакать. Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду, когда увижу отца твоего. Только теперь не хочу умереть – что с тобою без меня будет? На кого тебя покинуть? Нет, дай бог прежде пристроить тебя к месту! Может быть, скоро сыщется добрый человек. Тогда, благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю».
Мать называет дочь «любезной». Эпитеты подчеркивают прекрасную душу Лизы.
Лиза – девушка 15 лет. Живет с матерью. Она трудолюбива, чиста и невинна. Она была очень чувствительной, робкой и нежной, страстной и верной.
Эраст был легкомысленным, ветреным молодым человеком, красивым, но без особых моральных принципов, хотя и совестливым.
Молодые люди встретились в Москве, где Лиза продавала цветы. Они сразу полюбили друг друга и сперва у них всё было хорошо: тайные свидания, объятия, платонические отношения. Потом они перешли к чувственным отношениям, и Эраст стал реже бывать у Лизы.
Расстались герои из-за того, что Эрасту нужно было ехать с полком на войну. Но на войне Эраст проигрался и решил жениться на богатой вдове. Лиза не перенесла предательства и своей поруганной чести. Она топится в пруду.
Карамзин представляет вниманию читателям трогательную историю молодой девушки, описывая все ее переживания и эмоции, поэтому ее смело можно отнести к направлению сентиментализма.
3*. Расскажите о реформе литературного языка, проведённой II. М. Карамзиным. Чем она вызвана и в чём она состояла?
Карамзин был убеждён в том, что путь человечества един, что Россия должна идти дорогой, по которой идут все цивилизованные страны Европы. Для того чтобы это сделать, нужно, считал Карамзин, создать новую культуру, преодолев разрыв между литературой и жизнью. В словесном творчестве это выражалось в двуедином принципе: «писать как говорят» и «говорить как пишут», т. е. письменный язык должен быть приближен к разговорному, разговорный — стать основой письменного, книжного языка. В итоге литература должна быть очищена как от «высокопарности», «выспренности», отвлечённости, так и от грубой повседневности.
Реформа литературного языка, проведённая Н.М. Карамзиным, заключалась в следующем:
1. Он отбросил высокий и низкий штили, сосредоточившись на среднем, на котором говорили образованные люди.
2. Он избавил литературу от высокопарности, отвлечённости и от грубости.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов – как неологизмов, так и варваризмов. Также он одним из первых начал использовать букву «Ё».
4. В чём значение творчества и личности И. М. Карамзина для России — её культуры и литературы?
Николай Карамзин выступил великим реформатором русского языка. Он обогатил наш язык, целенаправленно отказался от церковнославянской лексики и грамматики в своих произведениях, подводя их слог к обиходному языку современной ему эпохи, используя более простые синтаксические конструкции, по сравнению с теми, что были приняты в литературе тех времен. Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».
Благодаря Карамзину общество стало интересоваться историей. Он создал многотомную «Историю государства российского».
Повесть «Бедная Лиза» стала прорывом в отечественной литературе, устремив читателя в мир человеческой души.
Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность.
5. В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчёркивает, что II. М. Карамзин первым на Руси заменил мёртвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.
В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчёркивает, что Н. М. Карамзин первым на Руси заменил мёртвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество.
Я сразу обратил внимание на лёгкий, интересный язык, которым написана повесть «Бедная Лиза». Произведение легко читать, и оно легко понимается.
Внеклассное чтение
Прочитайте самостоятельно другие произведения Карамзина, например: «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени», стихотворения.
Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь»
Повесть «Наталья, боярская дочь» Карамзина написана в 1792 году. Это история о чистой, большой любви молодого опального боярина и прекрасной боярской дочери, их невиданной смелости и отваге.
По жанру произведение ближе к сентиментальному роману. В нём показаны исторические события в сплетении с человеческими взаимоотношениями. Основные темы произведения – любовь, честь, долг, патриотизм.
Главные герои
• Наталья – красивая, добрая, верная девушка.
• Алексей Любославский – молодой парень, сын опального боярина, честный, отважный, решительный, муж Натальи.
Другие персонажи
• Няня – старая женщина, няня Натальи, которая прислуживала еще ее матери.
• Матвей Андреев – богатый боярин, честный, порядочный человек, отец Натальи.
• Царь – мудрый правитель, простивший Алексея.
Краткое содержание
Рассказчик тоскует о тех далеких временах, «когда русские были русскими»: носили свои одежды, разговаривали на своем языке, имели свои традиции. Чтобы напомнить о тех славных временах, рассказчик решил пересказать старинную повесть, услышанную им от бабушки его деда.
Давным-давно в Москве «жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский». Боярину минуло уже шестьдесят лет, он был вдовцом, и единственной его радостью в жизни была дочь Наталья – редкой красоты девушка с добрым, кротким нравом. Мать ей заменяла старая няня, которая была верной служанкой ее покойной матери ещё.
Наталья вела тихую, спокойную, неприметную жизнь, пока не минуло ей семнадцать лет и она не почувствовала потребность любить. Не в силах понять желания своего сердца, Наталья «стала не так жива, не так резва». Однажды в церкви она повстречала красивого молодого человека в нарядном кафтане и сразу поняла, что это ее суженый. Молодые люди «посматривали друг на друга и тихонько вздыхали», пока церковь не заперли на ключ
Юноша, которого звали Алексей, несколько дней подряд провожал Наталью до ее дома, пока не отважился заговорить с ней. Он признался девушке в любви и уговорил тайно обвенчаться. Алексей боялся, что Матвей не согласится отдать ему в жены единственную дочь, а после венчания они бросятся ему в ноги, умоляя о прощении.
В полночь Алексей забрал из отцовского терема Наталью и подкупленную им няньку. Он отвез возлюбленную в «деревянную, низенькую церковь, занесенную снегом», где священник обвенчал их. Увидев ветхую хижину, укрытую в чаще дремучего леса, нянька испугалась, решив, что отдала свою воспитанницу в руки разбойнику. Тогда Алексей признался, что он «сын несчастного боярина Любославского», который много лет назад был арестован по ложному навету и с тех пор был в опале у царя. Алексей до самой последней минуты находился рядом с батюшкой. После его смерти молодой боярин отправился в Москву, чтобы восстановить честное имя Любославских. Верный друг их семьи устроил ему надежное убежище в лесу, но умер, так и не дождавшись приезда юноши. Бывая в Москве, Алексей увидел в церкви Наталью, полюбил и уже не мог жить без нее. Он познакомился с няней Натальи, убедил ее в своих честных намерениях и попросил помощи.
Тем временем боярин Матвей, не дождавшись утром Натальи, вошел в ее терем и нашел прощальное письмо – «дрожащие ноги его подогнулись, – он упал на землю». Боярин показал письмо царю, и тот приказал слугам отправиться на поиски похищенной Натальи. Однако поиски ни к чему не привели.
Несмотря на безоблачное счастье, Наталья «не забывала и своего родителя». Верный человек регулярно привозил ей вести о батюшке. Однажды он поведал супругам о войне с литовцами. Алексей быстро смекнул, что это отличный способ восстановить честь своего рода в глазах царя. Он хотел было отвезти Наталью к отцу, но она решила ехать с любимым мужем на войну. Отважная девушка переоделась в мужскую одежду, представляясь младшим братом Алексея.
Когда царь получил весть о долгожданной победе, военачальники рассказали ему, что особой смелостью в битве отличились два брата, которые первые бросились на врага с криком: «Умрем или победим!». Когда же братья предстали перед взором царя, он понял, что героем оказался сын боярина Любославского. К тому времени государь уже знал, что боярин был несправедливо обвинен в предательстве. Но каково же было счастье Матвея Андреева, когда в младшем брате-воине он узнал свою дочь: «изумленный, восхищенный родитель не смел верить сему явлению». Царь простил супругов за их самоуправство. Они обосновались в Москве и еще раз обвенчались в присутствии родителя. «Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостию», а боярин Матвей прожил долгую счастливую жизнь в окружении любимых внуков.
Произведение Карамзина учит тому, что настоящей любви не страшны никакие преграды и любящие сердца смогут преодолеть любые препятствия. Также учит тому, как важно быть честным, открытым и уметь отвечать за свои поступки.
Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени»
Краткое содержание
Главный герой Леон был рожден в прекрасной, но небольшой деревне. Отец его был дворянином. Семья была порядочной, Леон получал все что хотел, его очень сильно любят родители. Из-за этого и мальчик также любит свою маму и всегда с ней.
В возрасте семи лет происходит страшная беда. Любимая мать умирает, и это страшное горе срубает парня в болезни. Мальчик выживает и у него остается только отец.
Жизнь не стоит на месте, и время беспощадно идет вперед. Мальчик отличается своими умственными способностями и любит читать и ему довольно просто даются всяческие науки. Очень сильно ему нравилось чтение романов. Только в них Леон понял, что такое истинная любовь и насколько плохо и некрасиво совершать подлые поступки.
Новый сосед, который был другом отца мальчика, пригласил его к себе. Леон увидел жену соседа Эмилию и него побежали слезы. Схожесть её с матерью героя была колоссальной.
Эмилия не испытывала практически никакой любви к мужу. Он в также не любил её, ведь настоящие причины брака никак не были связаны с любовью. Но в свою очередь женщина соблюдала супружеские обязательства и не давала возможности другим мужчинам, которые пытались добиться её внимания. Когда Эмилия узнала о страшной беде героя, она стала проводить с ним больше времени. Обучала Леона языку, манерам и следила, чтоб он был правильно одет. Можно сказать, что женщина во многом заменила мальчику ушедшую мать.
Мальчик очень сильно привык к Эмилии и почти все своё время отдавал ей. Леон слушал её и старался во всем помогать её, по мере своих возможностей. Когда приходила весна в их края, они очень любили проводить время на берегу Волги. Их любовь была как любовь матери к ребенку, Леон был еще мал для другой любви. Когда герой показывал хорошие результаты в учении, то Эмилия могла его поцеловать.
Мальчик хотел увидеть отражение Эмилии в воде и нашел место, где она очень любила купаться. Леон ждал её и решил искупаться. Разделся, а одежду положил в кустах. Когда парень выходил из воды, то увидел Эмилию, и ему пришлось спрятаться в кустах.
Собаки почуяли его, и мальчик очень стыдливо и неловко вышел за своей одеждой и думал, что его вторая мать злится на него. Но Эмилия не держала зла на него, Леон попросил прощения и поцеловал ей руку.
Если в каждых совершенных поступках людей видеть только худшее, то можно очень сильно покрыть мраком свою жизнь. Не стоит этого делать.
О произведении
«Рыцарь нашего времени» – это незаконченный роман Николая Карамзина, опубликованный в начале XIX века, когда автор уже почти завершил свою литературную карьеру в жанре прозы. Роман вышел в трех частях в журнале «Вестник Европы», начальные главы датируются 1799 годом, а последние – 1803 годом. Карамзин сам называет его «романической историей одного моего приятеля».
В тринадцати коротких главах повествуется о юности Леона, мальчика с чувствительной и нежной душой. Сам Карамзин признавался, что роман основан на воспоминаниях его собственной молодости, написанных во время болезни.
Известный биограф Карамзина Александр Старчевский отмечал, что роман был вдохновлен «Исповедью» Жан-Жака Руссо. Н. Н. Булич в своей биографии Карамзина утверждал, что «Рыцарь нашего времени», несмотря на свой сентиментальный характер, отражает реальные воспоминания детства автора, прошедшего в Симбирской губернии, недалеко от Волги. Он даже предполагал, что родители Леона – это отражение родителей самого Карамзина.
Литературовед Юрий Лотман подчеркивал, что в романе Карамзин выстраивает образ доброго ребенка, воплощающего в себе лучшие человеческие качества.
Исследователи отмечают, что название и основные мотивы «Рыцаря нашего времени» оказали влияние на роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Первым такую связь заметил критик Пётр Плетнёв в своей рецензии на лермонтовский роман.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением