Ответы на вопросы на стр.120 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
В. А. Жуковский. «Светлана»
1. Великая заслуга В. А. Жуковского заключается в том, что он, по словам В. Г. Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием. Какими интонациями обогащает актриса описания гаданий?
Великая заслуга В. А. Жуковского заключается в том, что он, по словам В. Г. Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием. Актриса же обогащает описание гаданий загадочными, незатейливыми, иногда игривыми интонациями.
2. В каких частях баллады звучат ритмы народных песен? Как актриса передаёт их в своём чтении? В исполнении актрисы передаются самые различные состояния Светланы, быстро сменяющие друг друга. Чем они обусловлены? Какими средствами художественного чтения выражены ожидание, радость, тревога, страх, смущение и вновь радостное состояние героини?
«Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского. В ней отразились народные предания и песни. Склад баллады, её ритм, лёгкий и энергичный размер, музыкальность стиха – всё напоминает песенные мотивы.
Ритм народной песни звучит в зачине:
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Также в развязке звучит ритм народной песни:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
Актриса передает их в своем чтении особой интонацией, манерой повествования, характерной для народной песни.
Различные эмоции Светланы обусловлены ее внутренним состоянием. Актриса передает эти состояния паузами, логическими ударениями, повышением и понижением голоса, различными ритмом и темпом речи.
3. Заметили ли вы, как в актёрском чтении проявляется и шутливая, и серьёзная сторона баллады, выражающая национальный характер? Приведите примеры.
В актёрском чтении проявляется и шутливая, и серьёзная сторона баллады, выражающая национальный характер. Баллада начинается шутливой сценой гадания, передающей легкость и беззаботность. Актриса также выражает это в своем прочтении:
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
Мы видим и серьезную сторону баллады, в которой Светлана печалится и горюет. Актриса отражает настроение героини.
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
4. Усиливает ли музыка впечатление от чтения актрисы? В чём это выражается?
Музыка помогает точнее передать настроение героев. Например, в начале баллады звучит спокойная и задумчивая музыка. Потом музыка прерывается, мы слышим только чтение. Со слов «Вот красавица одна;/ К зеркалу садится» вновь появляется музыка, таинственная, томная, передающая состояние героини. Мы слышим стук замка под стать тексту баллады.
5. Подготовьте выразительное чтение баллады, сохраняя своеобразие ритма и интонаций баллад Жуковского.
При подготовке выразительного чтения баллады Жуковского «Светлана» постарайтесь представить картины, которые рисует автор, прочувствовать эмоциональный настрой лирического героя. Продумайте, какие слова следует выделить с помощью интонации и логического ударения, где и какие сделать паузы.
Читая выразительно произведение, вам необходимо сохранить своеобразие ритма и интонаций баллад Жуковского.
Размышляем о прочитанном
1. Какое впечатление произвела на вас баллада «Светлана»?
Эта баллада произвела на меня самое лучшее впечатление. У неё увлекательный, местами страшный сюжет, неожиданный финал. Баллада заставляет испытывать смешанные ощущения. В душе пробуждается грусть и сопереживания главной героине, которая столкнулась с большими трудностями. Страх Светланы потерять любимого мужчину передается читателю. На протяжении всего стихотворения поддерживается интрига, и исход предугадать невозможно.
По окончании произведения возникает ощущение облегчения и радости, поскольку все завершается благополучно.
2. В чём смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает её с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?
Смысл баллады в том, что не нужно стараться узнать судьбу гаданиями или иными противоестественными способами. Всё случится в должное время и как предназначено судьбой.
Автор начинает балладу с гаданий «в крещенский вечерок» с двумя целями: он настраивает читателя на мистический лад; и он заранее готовит его к неожиданному, но такому закономерному финалу, слегка посмеиваясь про себя.
Сон начинается с появления милого, который зовёт Светлану в храм. А заканчивается появлением мёртвого жениха.
3. Жуковский признавался:
«Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум — как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти всё или чужое, или по поводу чужого — и всё, однако, моё».
Замечали ли вы эту особенность поэта? В каких произведениях?
Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которым надобно ударить о кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества: у меня почти всё или чужое, или по поводу чужого – и всё, однако, моё».
Эту особенность Жуковского сложно не заметить. Можно даже не касаться баллад, которые в большинстве являются авторскими пересказами, а обратиться к сказке «Спящая царевна».
Давно известный сюжет, много раз встречавшийся в народных сказках, был переработан Жуковским в нечто особенное. В его руках сказка стала ироничной, смешной, полной проказ и двусмысленностей. Мне навсегда запомнилось, как «молитву сотворя, он шагнул через царя». Очень смело было так писать в те далёкие времена даже в сказке.
Поэт сделал эту сказку своей, как и все остальные пересказы.
4. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
Жуковского называют новатором в области поэтического языка, потому что поэт изменил поэзию, привнеся в неё душевность. Если до Жуковского переживания и чувства героев были абстрактными, риторическими, то после него они стали личными, душевными, трогательными. Вместо того, чтобы рисовать стихами реальную картину мира, Жуковский стал рисовать чувства и переживания.
5. Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского и назовите основные признаки его баллад.
За свою жизнь Жуковский написал более 30 баллад, так что можно считать этот жанр одним из важнейших в его творчестве.
Баллады Жуковского, с одной стороны сохраняют привычный динамичный и часто мистический сюжет, но с другой – в лучшую сторону отличаются от традиционной западной баллады. В них нет той фатальности, которая так пугает читателя, они почти всегда оставляют шанс на благополучное развитие ситуации, если на то будет воля Бога.
Для своих баллад Жуковский находил сюжеты в Античности, Средневековье, в народных преданиях. В античных балладах он романтизировал мифологию, в средневековых, «рыцарских» балладах описывал коварные преступления, жестокость, властолюбие и «вечную», хотя и неразделённую, любовь, трогательную верность, нежную, но скорбную страсть. Иногда Жуковский сам придумывал сюжеты.
Основными признаками баллад Жуковского являются:
• мистический сюжет, таинственность;
• дорога, как символ судьбы человека;
• ночь или грань между ночью и днём;
• божественный вестник или заступник;
• национальный характер героев;
• любовь и верность, неразделённая страсть;
• жестокость и коварство отрицательных героев;
• борьба добра со злом;
• природа, как равноправный герой баллады.
6. Дискуссия. Аргументируйте суждение о том, что Жуковский — новатор в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Подтвердите суждение цитатами из баллады «Светлана».
В поэзии Жуковского запечатлелся его необычный психологический облик, для создания которого поэт выбрал такие биографические факты, которые с наибольшей полнотой и убедительностью рисовали обобщённую жизненную участь автора. Такого тесного и вместе с тем нетождественного единства между поэтом и его лирическим образом поэзия ещё не знала.
«До Жуковского, – писал В. Г. Белинский, – на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в такой тесной связи с его поэзиею и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею».
Жуковский – новатор в области балладного жанра. Он создал национальную балладу, так как он придал характерам своих героев узнаваемые, национальные черты. Так, в балладах Жуковский отразил национальный русский колорит («Клали перстень золотой, / Серьги изумрудны;/ Расстилали белый плат/ И над чашей пели в лад/ Песенки подблюдны»), русские традиции гадания («Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали»), совместил мистику и реальность («Что под белым полотном /Мёртвый шевелится»).
Баллада «Светлана» начинается с описания гаданий, которые имели место именно в России. Сама Светлана обладает чертами традиционного русского характера простой девушки: она печальна (загадочная русская тоска), религиозна (уповает на ангела-утешителя: «я молюсь и слёзы лью»), робкая и боязливая («робость в ней волнует грудь»), но способная на безрассудный, решительный поступок.
В балладе «Светлана» есть и переживания героев, которые поэт умело выразил разнообразными тропами, например, эпитетами: «грозными очами», «тонкий занавес», «ужасный, грозный сон» и т.д.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением