Ответы на вопросы на стр.255 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Учимся читать выразительно
Прочитайте наизусть выбранный нами монолог и сделайте его краткий анализ.
Выразительное чтение монолога Чацкого
Монолог Чацкого из комедии "Горе от ума" — это яркий и эмоциональный фрагмент, в котором главный герой выступает с резкой критикой московского общества. В этом монологе Чацкий осуждает консерватизм, лицемерие и неспособность старшего поколения к переменам. Его речь пронизана сарказмом и иронией, но в то же время выражает глубокое разочарование тем, что люди, которые претендуют на роль судей, на самом деле сами несут ответственность за деградацию общества.
Краткий анализ монолога
1. Тема монолога. Основная тема монолога — это обличение пороков старого московского общества, его морального упадка и неспособности понять новое, прогрессивное поколение. Чацкий осуждает "судей" — тех, кто претендует на звание «отцов отечества» и примеров для подражания, но на деле является лицемерными и невежественными представителями старого уклада.
2. Критика общества. Чацкий указывает на то, что старшее поколение руководствуется устаревшими взглядами, «черпает суждения из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Он критикует их за грабительские привычки, жизнь в роскоши, пиров и мотовства, противопоставляя им идеал новых людей, стремящихся к наукам, искусствам и высоким идеям.
3. Сарказм и ирония. Речь Чацкого насыщена сарказмом, когда он описывает людей, которые предаются праздности и безнравственности, строят великолепные дворцы и устраивают балеты за счёт крепостных детей. Эти примеры высмеивают пороки старого общества и показывают его моральное разложение.
4. Образ судей. В монологе Чацкий строит яркий контраст между молодыми людьми, стремящимися к наукам и искусствам, и старшим поколением, которое ставит на первое место внешний вид и чинопочитание. Для Чацкого, люди, которые «дожили до седин», не заслуживают уважения, так как их жизнь была лишена высоких идеалов.
5. Критика мундирного культа. Одной из центральных тем монолога является критика «мундирного культа», когда чин и внешний вид были важнее личных качеств и достоинств. Чацкий с сарказмом вспоминает, как когда-то сам был очарован этим культом, но теперь разочарован и больше не может следовать за ним.
6. Трагизм и горечь. Несмотря на остроту критики и сарказм, в монологе Чацкого прослеживается глубокое разочарование. Он осознает, что его идеи не находят понимания в обществе, которое не готово принять перемены и держится за устаревшие нормы. Это придаёт его речи трагический оттенок, так как он остаётся одиноким в своей борьбе.
Заключение
Монолог Чацкого — это яркий пример его критического ума и непримиримого отношения к порокам общества. Его резкая и саркастическая речь обнажает моральную пустоту старшего поколения, их невежество и неспособность понять и принять новое. Однако его слова также выражают горечь и одиночество, что делает этот монолог не просто сатирой, а глубоко трагическим размышлением о несовместимости умного человека с окружающим его миром.
Творческое задание
Подготовьте устную характеристику Чацкого, воссоздайте его биографию. В чём состоит «мильон терзаний» Чацкого? Кто Чацкий - победитель или побеждённый?
Устная характеристика Чацкого
Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума», молодой человек, воплощающий собой прогрессивные идеи, жажду знаний и свободу мысли. Его образ многослоен и противоречив, он сочетает в себе черты романтического героя и интеллектуала, сталкивающегося с ограниченностью и лицемерием общества.
Биография Чацкого
Чацкий, судя по его биографии, человек образованный, с широкими интересами и опытом. Он провёл несколько лет за границей, учился, путешествовал и изучал науки. Его возвращение в Москву становится началом главного конфликта пьесы — его столкновения с обществом, которое он покинул молодым и полным надежд. В прошлом Чацкий был близок к Фамусовым, где его связывали с Софьей не только детские воспоминания, но и романтические чувства. Однако, вернувшись, Чацкий видит, что мир, в который он вернулся, ему больше не подходит — московское общество погружено в лень, интриги и лицемерие.
Чацкий не ищет карьерного роста и не стремится к материальному успеху, его интересуют интеллектуальные поиски, наука и искусство. Он высмеивает чинопочитание, угодничество и мундирную культуру московских дворян, предпочитающих заветы «века минувшего». Его идеалы — это свободомыслие, искренность и нравственная чистота, что делает его не просто критиком устаревших устоев, но и человеком, которому трудно найти своё место в окружающем мире.
В чём состоит «мильон терзаний» Чацкого?
«Мильон терзаний» Чацкого — это сложный внутренний конфликт, который выражается в нескольких аспектах:
1. Разочарование в любви. Возвращаясь в Москву, Чацкий надеется на возобновление отношений с Софьей, но сталкивается с тем, что она увлечена Молчалиным, человеком мелочным и лицемерным. Для Чацкого это становится первым ударом, так как он видит, что человек, которого он любил, выбирает не свободу и искренность, а удобство и угодничество.
2. Столкновение с обществом. Чацкий испытывает глубокое разочарование в московском обществе, которое не только не готово к его идеям, но и активно противостоит им. Его критические взгляды воспринимаются как угрозы, и общество решает избавиться от него, распространяя слухи о его безумии.
3. Одиночество и непонимание. Чацкий осознаёт, что он одинок в своём стремлении к изменениям. Его идеи не находят отклика ни в любовной сфере, ни в общественной. Это создает у него внутренний конфликт: он понимает правоту своих мыслей, но видит, что окружающие не готовы его поддержать.
4. Невозможность изменить общество. Чацкий сталкивается с непробиваемым консерватизмом старшего поколения. Он осознаёт, что его разум и критическое мышление бесполезны в обществе, которое живёт по старым нормам. Его «мильон терзаний» — это понимание своего бессилия перед тем, что он хотел бы изменить.
Кто же Чацкий — победитель или побеждённый?
Ответ на этот вопрос не однозначен. Чацкий одновременно победитель и побеждённый, и его судьба отражает этот дуализм.
1. Победитель:
o В моральном плане Чацкий остаётся верен своим принципам. Он не предает свои идеалы, не приспосабливается к обществу и не идёт на компромиссы. Несмотря на все трудности, он сохраняет свою внутреннюю независимость и не поддаётся давлению.
o Его остроумие и критика общества остаются сильными и правдивыми. Чацкий разоблачает пороки московского общества, и хотя его слова не находят отклика, он остаётся на высоте в нравственном смысле.
2. Побеждённый:
o Однако, в социальном плане, Чацкий явно проигрывает. Он изолирован, отвергнут и осмеян обществом. Слух о его безумии подрывает его репутацию, и в финале он вынужден покинуть Москву, понимая, что его идеи не нашли поддержки.
o В личной жизни Чацкий также терпит поражение. Софья предпочитает не его, а Молчалина, что становится для него ещё одним ударом.
Заключение
Чацкий — это одновременно победитель и побеждённый. Он побеждает в том смысле, что остаётся верным своим принципам и раскрывает истинное лицо московского общества. Однако его поражение заключается в том, что он не может изменить это общество и остаётся одиноким в своём стремлении к переменам. Его «мильон терзаний» — это осознание невозможности найти место в мире, который не готов принять его свободу мысли и стремление к правде.
Литература и другие виды искусства
1. Какие постановки «Горя от ума" и в каких театрах вы видели? Оцените их с точки зрения понимания авторского замысла.
На сцене российских театров комедия «Горе от ума» неоднократно ставилась в самых разных интерпретациях, отражая как классическое понимание текста, так и его современные трактовки.
1. Малый театр (Москва)
Малый театр долгое время считается "хранителем" традиционной постановки «Горе от ума». Постановка Сергея Женовача сохраняет уважение к классическому тексту Грибоедова, уделяя внимание тонкой игре актёров и музыкальному сопровождению. В спектакле используется музыка Михаила Глинки и Сергея Рахманинова, что создаёт атмосферу России XIX века, погружая зрителя в традиционное прочтение пьесы. Однако при этом постановка живёт и развивается вместе с современным зрителем, что делает её актуальной и в наши дни.
2. Современник (Москва)
Режиссёр Римас Туминас в своей постановке в театре «Современник» делает акцент на интерпретации характера Чацкого как идеалиста, который сталкивается с жестокостью и непримиримостью общества. В этом спектакле подчёркивается трагичность Чацкого, который в своей страсти к свободе оказывается "незавершённой вещью в себе". Туминас добавляет элементы метафор и визуальных решений, чтобы показать эмоциональный внутренний мир героя и его разочарование в реальности.
3. РАМТ (Российский академический молодёжный театр, Москва)
Постановка в РАМТе ориентирована на молодую аудиторию, представляя конфликт Чацкого с обществом как борьбу нового поколения против старого. Это динамичная и живая постановка, в которой подчёркивается противопоставление искренности и лицемерия, свободы и застоя.
Оценка постановок с точки зрения авторского замысла
Каждая из этих постановок интерпретирует пьесу по-разному. В Малого театре сохраняется верность классическим формам, что подчёркивает историческую и социальную значимость текста Грибоедова. Современник и РАМТ делают акцент на внутреннем мире Чацкого, акцентируя внимание на его трагедии, что, возможно, менее соответствует сатирическому замыслу автора, но отражает глубинный психологизм его произведения в контексте современного восприятия.
2. Чем интересны иллюстрации к комедии? Какие них кажутся нам более близкими и характерам героев?
Иллюстрации к комедии «Горе от ума» создают визуальный мир героев, раскрывают их характеры и передают атмосферу пьесы. Работы художников Николая Кузьмина и Дмитрия Кардовского по-разному интерпретируют персонажей и события комедии, отражая особенности их восприятия текста.
1. Иллюстрации Николая Кузьмина
Иллюстрации Кузьмина отличаются лаконичностью и тонкой сатирой. Он создаёт яркие, но в то же время сдержанные образы, акцентируя внимание на психологической глубине героев. Его Чацкий изображён как человек энергичный, полон решимости и внутреннего огня, но окружённый персонажами, погружёнными в обыденность и пошлость. Через мимику и жесты художник передаёт критическое отношение Чацкого к окружающему миру. Образы Фамусова и Молчалина — это карикатуры на людей старого мира, их позы и выражения лиц говорят о лицемерии и косности.
Кузьмин использует мягкие линии и простые формы, но за этой простотой кроется точное понимание внутренних конфликтов героев. Его работы близки к характерам героев, так как они акцентируют внимание на их психологической сути и раскрывают глубину пьесы через простые, но выразительные детали.
2. Иллюстрации Дмитрия Кардовского
Иллюстрации Кардовского более детализированные и реалистичные. Его герои кажутся ближе к жизни, так как художник уделяет больше внимания внешнему облику, костюмам и исторической точности. Чацкий у Кардовского — энергичный молодой человек, но уже измученный борьбой с окружающим миром. Фамусов представлен как внушительный, но в то же время ограниченный человек, а Молчалин — как человек тихий и хитрый, приспособленец. В работе Кардовского ярко проявляется стремление передать атмосферу времени, и его герои — это скорее собирательные образы общества, чем конкретные индивидуальности.
Кардовский добавляет множество деталей, которые подчеркивают социальные и классовые различия героев. Его Чацкий более сдержан в эмоциях, а общество вокруг него кажется монументальным, что усиливает его изоляцию.
Какие иллюстрации ближе к характерам героев?
Наиболее близкими к характерам героев кажутся иллюстрации Николая Кузьмина. Его работы точно передают психологическую борьбу Чацкого, его горечь и разочарование, а также контраст с ограниченностью и консерватизмом Фамусова и Молчалина. В его интерпретации видна острота социальной сатиры, что точно соответствует авторскому замыслу Грибоедова.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением