Упр.55 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 55. 1) Вспомните, что такое норма, и приведите примеры произносительной, лексической, морфологической и синтаксической норм литературного языка.Ответ 1Языковые нормы...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 55. 1) Вспомните, что такое норма, и приведите примеры произносительной, лексической, морфологической и синтаксической норм литературного языка.Ответ 1Языковые нормы...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
55. 1) Вспомните, что такое норма, и приведите примеры произносительной, лексической, морфологической и синтаксической норм литературного языка.
Ответ 1
Языковые нормы – это совокупность правил использования языка во всех сферах его употребления.
Произносительные нормы – это нормы произношения современного русского языка, которые регулируют постановку ударения в слове и его формах, а также произношение отдельных звуков или сочетаний, например, произношение твёрдого согласного перед буквой е в иноязычных словах (ателье, бандероль, детектив и т. д.), или правильная постановка ударения (звонить – звонит, звонишь; избаловать – избалую, избалуешь и т. д.).
Лексические нормы – это нормы, регулирующие выбор слов и устойчивых выражений, обусловленный целью и условиями общения, например: Тебе надлежит прибрать раскиданные игрушки! – книжное слово в разговорной речи.
Морфологические нормы – это совокупность правил формообразования слов различных частей речи, например, сложная форма сравнительный степени правильно образуется сочетанием слов «более/менее» и начальной формы прилагательного: мудрый – более мудрый, а не более мудрее.
Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений, например: согласно синтаксической норме русского языка существительные заведующий, управляющий и командующий требуют от зависимого слова грамматической формы Т. п.: заведующий (чем?) аптекой, а не заведующий (чего?) аптеки.
Ответ 2
Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Произносительная норма: правила произношения гласных, правила произношения согласных (оглушение и уподобление); произношение заимствованных слов; постановка ударения.
Лексическая норма: правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учетом их лексической сочетаемости и стилистической окраски (например, чтобы не было тавтологии).
Морфологические нормы: правила образования грамматических форм различных частей речи.
Синтаксические нормы: правила построения словосочетаний и предложений (например, сказуемое должно сочетаться с подлежащим).
2) Прочитайте текст и прокомментируйте приведённые в нём примеры.
Норма — категория историческая: она подвержена изменениям, потому что язык, как явление социальное, постоянно развивается вместе с обществом.
Такая подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления в определённый период существует несколько способов выражения. Постепенно складывается ситуация, когда прежняя норма ещё не утрачена, но уже возникает новая: двоякое ударение в словах кулинария, творог; возможные формы типа много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая и тому подобные.
Существующие одновременно варианты не разрушают норму, а делают её инструментом отбора языковых средств в зависимости от речевой ситуации. При этом употребление некоторых вариантов воспринимается как отклонение от нормы, и они маркируются как неправильные, нелитературные (звонит, махаю); для других вариантов могут различаться сферы употребления: чашка чая (нейтр.) — чашка чаю (разг.).
Ответ 1
Приведённые примеры показывают вариативность языковой нормы, допустимые и неправильные варианты употребления слов.
Ответ 2
Подвижность языковой нормы приводит к тому, что для одного и того же явления существует несколько способов выражения. Например: двоякое ударение в словах (творог, кулинария), возможные формы типа «чашка чая – чашка чаю».
Для некоторых слов возможен только один вариант употребления, другие воспринимаются как отклонения от нормы, считаются неправильными, не литературными.
3) Приведите свои примеры: а) отклонений от литературной нормы, которые вы не употребляете как ненормированные, неправильные; б) стилистически окрашенных вариантов.
Ответ 1
а) примеры отклонений от литературной нормы: щас, тыща, звонит, ложит, брала, каталог;
б) примеры стилистически окрашенных вариантов: реветь (разг.) – плакать (нейтр.), башка (разг.) – голова (нейтр.).
Ответ 2
а) Отклонения от литературной нормы: начать; звонит.
б) Стилистически окрашенные варианты: баба, жрать, замочить (побить, убить).
4) Найдите в тексте сложные предложения, определите, какие виды связи частей в них употребляются.
Ответ 1
Норма – категория историческая: она подвержена изменениям, потому что язык, как явление социальное, постоянно развивается вместе с обществом. – Бессоюзная и подчинительная связь.
Такая подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления в определённый период существует несколько способов выражения. – Подчинительная связь.
Постепенно складывается ситуация, когда прежняя норма ещё не утрачена, но уже возникает новая: двоякое ударение в словах кулинария, творог; возможные формы типа много народу – много народа, чашка чаю – чашка чая и тому подобные. – Бессоюзная и подчинительная связь. – Подчинительная, сочинительная и бессоюзная связь.
При этом употребление некоторых вариантов воспринимается как отклонение от нормы, и они маркируются как неправильные, нелитературные (звонит, махаю), для других вариантов могут различаться сферы употребления: чашка чая (нейтр.) — чашка чаю (разг.). – Сочинительная и бессоюзная связь.
Ответ 2
Норма — категория историческая: она подвержена изменениям, потому что язык, как явление социальное, постоянно развивается вместе с обществом.
Бессоюзная и подчинительная связь.
Такая подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления в определённый период существует несколько способов выражения.
Подчинительная связь.
Постепенно складывается ситуация, когда прежняя норма ещё не утрачена, но уже возникает новая: двоякое ударение в словах кулинария, творог; возможные формы типа много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая и тому подобные.
Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь.
При этом употребление некоторых вариантов воспринимается как отклонение от нормы, и они маркируются как неправильные, нелитературные (звонит, махаю); для других вариантов могут различаться сферы употребления: чашка чая (нейтр.) — чашка чаю (разг.).
Сочинительная, бессоюзная связь.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением