Упр.57 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 57. 1) Вспомните, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов. Как различить омоформы и омографы? Какова роль синонимов и антонимов в речи?Ответ...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 57. 1) Вспомните, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов. Как различить омоформы и омографы? Какова роль синонимов и антонимов в речи?Ответ...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
57. 1) Вспомните, что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов. Как различить омоформы и омографы? Какова роль синонимов и антонимов в речи?
Ответ 1
Отличие многозначных слов от омонимов состоит в том, что многозначные слова имеют несколько лексических значений, связанных по смыслу, а омонимы – это разные слова, совпадающие по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в семантическом плане.
Омоформы – слова, которые звучат одинаково только в отдельных формах (стих (стихотворение) – существительное; стих (ветер) – глагол; стекла (стекло в Р. п.) – существительное; стекла (вода) – глагол).
Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (мука – мука).
Употребление синонимов и антонимов делают речь более яркой и насыщенной. Синонимы помогают избежать повторений, передают речевые оттенки предмета повествования, окрашивая текст образами. Антонимы передают контраст в повествовании.
Ответ 2
Омонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разное значение.
Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений.
Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.
Омоформы – слова, звучание которых в отдельных формах совпадает.
Омографы – это слова, которые совпадают по написанию, но различаются по произношению.
Синонимы – слова, совпадающие или близкие по значению.
Антонимы – слова, противоположные по значению.
Синонимы и антонимы делают речь более красноречивой. Они помогают отразить весь спектр эмоций, более точно определить суть и расставить акценты. Эти слова крайне важны, поскольку они делают словарный запас отдельного человека богаче.
2) Послушайте текст и перечислите средства выразительности речи, о которых в нём говорится.
Ответ 1
Средства выразительности речи: многозначные слова, каламбур, парономазия, омонимы, омоформы, омографы, антонимы, контекстуальные антонимы, синонимы.
Ответ 2
Прослушанный текст.
Многозначность слова используется в речи для создания каламбуров. Каламбур — это игра слов, целью которой является сознательная двусмысленность высказывания для создания комического эффекта. Каламбур может строиться на использовании многозначности слов, на обыгрывании прямого и переносного значения слова в одном высказывании. Второй по употребительности вид каламбура — обыгрывание сходства в звучании разнокорневых слов или словосочетаний, так называемая парономазия. Для создания каламбуров используются также омонимы — слова с одинаковыми корнями, имеющими разное значение, омоформы (совпадающие формы разнокорневых слов) и омографы (слова с совпадающим написанием и разным звучанием).
Антонимы в речи используются в основном как средство создания контраста. Для художественной литературы особенно важны контекстуальные антонимы: они расширяют круг возможностей использования лексики.
Синонимы окрашивают речь стилистически, делают её более разнообразной, богатой.
В тексте говорится о таких средствах выразительности, как многозначные слова с прямым и переносным значением, парономазия, омонимы, омоформы, омографы, антонимы (в том числе контекстуальные), синонимы, каламбур.
3) Определите, какие средства выразительности используются в этих текстах. Объясните на этих примерах, что такое каламбур, и назовите разные способы создания комического эффекта.
1. Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь.
(М. Цветаева)
2. Не оттого ли стал он заноситься,
От спеси нос задрав на метр,
Что в списки мэтров начал заноситься,
Хоть видно за версту, что он не мэтр.
(Я. Козловский)
3. Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром.
(Д. Минаев)
4. Такт необходим не только в музыке.
(Э. Кроткий)
5. Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (11. Гоголь).
Ответ 1
Каламбур – игра слов, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению или на использовании разных значений одного и того же слова.
Определите, какие средства выразительности используются в этих текстах. Объясните на этих примерах, что такое каламбур, и назовите разные способы создания комического эффекта.
1) Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
(М. Цветаева) – многозначное слово в разных значениях
2) Не оттого ли стал он заноситься,
От спеси нос задрав на метр,
Что в списки мэтров начал заноситься,
Хоть видно за версту, что он не мэтр.
(Я. Козловский) – многозначное слово в разных значениях и омографы
3) Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Далее к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром.
(Д. Минаев) – каламбур
4) Такт необходим не только в музыке.
(Э. Кроткий) – омоним
5) Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (Н. Гоголь). – каламбур
Ответ 2
Каламбур — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, или словосочетаний, сходных по звучанию. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов.
Средства выразительности в приведенных текстах.
1. Обыгрывание прямого и переносного значения слова «заводить».
2. Омографы.
3. Парономазия.
4. Омоним.
5. Паронимия.
4) Попробуйте составить собственные каламбуры, основанные на многозначности слов, омонимии и паронимии.
Ответ 1
Осёл совсем не понимал тех, кто считал, что пони мал.
Товарищу товар ищу.
Пока лечили, покалечили.
Ответ 2
1. Омоформы.
Восход отцвел и облачные дали,
Вдруг, стали ярче, голубей,
Когда цветы и травы увидали
В пути двух нежных голубей.
2. Омофоны.
Это знает даже ЗЕБРА
И любой бродячий кот:
Если на дороге «ЗЕБРА»,
Это значит – переход!
3. Паронимия.
И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него.
4. Лексические антонимы.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Аленки,
Маленькой ее сестренки.
5) Найдите в стихотворных отрывках антитезы, построенные на использовании антонимов, определите, какие из них являются обычными лексическими антонимами, а какие — контекстуальными.
Я наживляю мой крючок
Трепещущей звездой.
Луна — мой белый поплавок
Над чёрною водой.
(В. Ходасевич)
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)
Ответ 1
Я наживляю мой крючок
Трепещущей звездой.
Луна – мой белый поплавок
Над чёрною водой.
(В. Ходасевич) – лексические антонимы
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин) – контекстуальные (волна – камень) и лексические антонимы (стихи – проза, лёд – пламень)
Ответ 2
Лексическая антитеза: стихи и проза, лед и пламень, белый и черный.
Контекстуальная антитеза: волна и камень, крючок и поплавок.
6) Найдите синонимы в данных примерах, определите их роль в тексте.
1. Ни жеманности, ни кокетства, никакой лести, никакой мишуры, ни умысла!.. Зато, глядя на неё, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей (И. Гончаров). 2. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе (И. Гончаров). 3. Благоразумный и рассудительный, но всегда строгий к себе и честный Павлин, не будучи способен ни к какому коварству и предательству, не подозревал его и в других (Н. Лесков).
Ответ 1
1) Ни жеманности, ни кокетства, никакой лести, никакой мишуры, ни умысла!.. Зато, глядя на неё, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей (И. Гончаров).
2) Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе (И. Гончаров).
3) Благоразумный и рассудительный, но всегда строгий к себе и честный Павлин, не будучи способен ни к какому коварству и предательству, не подозревал его и в других (И. Лесков).
Синонимы позволяют разнообразить речь, подчёркивают тонкое различие оттенка смысла, дают более точное название близких, но всё же различающихся предметов, их свойств и действий.
Ответ 2
1. Жеманности, кокетства, лести, мишуры, умысла – синонимы создают образ героини.
2. Загадочному, таинственному – придают высказыванию выразительность.
3. Благоразумный и рассудительный, строгий и честный, коварство и предательство – создают образ героя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением