Упр.58 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 58. 1) Вспомните определение морфемы, приведите примеры морфем. Послушайте текст и расскажите, как морфемы участвуют в создании выразительности речи.Ответ 1Морфема –...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 58. 1) Вспомните определение морфемы, приведите примеры морфем. Послушайте текст и расскажите, как морфемы участвуют в создании выразительности речи.Ответ 1Морфема –...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
58. 1) Вспомните определение морфемы, приведите примеры морфем. Послушайте текст и расскажите, как морфемы участвуют в создании выразительности речи.
Ответ 1
Морфема – это минимальная значимая неделимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс.
Повтор морфем повышает выразительность текста. Повтор корневых морфем может выражаться в повторе одних и тех же слов, или в увеличении количества родственных слов, или в сочетании обоих вариантов. В любом случае повтор корневых морфем усиливает звучание слов, важных для раскрытия смысла художественного произведения.
В поэтических художественных произведениях обычно наблюдается повтор суффиксов или суффиксов и окончаний вместе. Повтор некорневых морфем в конце стиха служит образованию рифмы.
Ответ 2
Прослушанный текст.
Повтор морфем (как и повтор звуков) повышает выразительность художественного или публицистического текста. Повтор корневых морфем может выражаться в повторе одних и тех же слов, или в увеличении количества родственных слов, или в сочетании обоих вариантов. В любом случае повтор корневых морфем усиливает звучание слов, важных для раскрытия смысла художественного произведения.
Что касается некорневых морфем, в поэтических художественных произведениях обычно наблюдается повтор суффиксов или суффиксов и окончаний вместе. Повтор некорневых морфем в конце стиха служит образованию рифмы.
Морфемы – минимальная значимая часть слова: приставка, корень, суффикс.
2) Прочитайте тексты и объясните на их примере, как повтор морфем в тексте может превратиться из речевого недостатка в выразительное средство. Какие лексические средства выразительности используются в отрывке 2?
1. Я жить хочу совсем не так, как все,
Живущие, как белка в колесе,
Ведущие свой рабский хоровод,
Боящиеся в бурях хора вод...
...Я жить хочу, как подобает жить
Тому, кто в мире может ворожить
Сплетеньем новым вечно старых нот.
Я жить хочу, как жизнь сама живёт.
(И. Северянин)
Ответ 1
Повтор корневых морфем в родственных словах живущие, жить, жизнь, живёт указывает на то, что эти слова важны для поэта, в них он вкладывает особый смысл своего стихотворения
Ответ 2
Повтор корневых морфем в этом стихотворении Игоря Северянина усиливает звучание слов, важных для раскрытия смысла художественного произведения: живущие, жить, жизнь, живет.
Повтор некорневых морфем (суффикс причастий ЯЩ/УЩ) усиливает впечатление от лирического произведения.
2. Жило-было Чудище,
Юное страшилище.
Росту — непомерного,
Непомерной силищи.
Жило припеваючи
В преогромной ямище
У своих, у любящих
Папищи и мамищи.
Бегало на гульбища,
Сходбища и сборища.
Обожало зрелища,
В частности — позорища.
И — как это свойственно
Кой-каким сокровищам —
Обещало вырасти
Форменным Чудовищем...
(Б. Заходер)
Ответ 1
Повтор некорневых морфем. Суффикс -ищ-, образующий существительные с увеличительным значением, помогает выразить отношение автора к предмету, придаёт словам экспрессивную окраску, а также служит образованию рифмы.
Ответ 2
В этом стихотворении Бориса Заходера в качестве выразительного средства используется повтор суффикса ИЩ увеличительного значения. Слова, образованные подобным образом, становятся веселыми и необычными, а само стихотворение смешным и поучительным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением