Упр.99 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 99. 1) Прочитайте предложения и найдите средства межфразовой связи, которые помогут вам восстановить их последовательность в тексте. Укажите эту последовательность....
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 99. 1) Прочитайте предложения и найдите средства межфразовой связи, которые помогут вам восстановить их последовательность в тексте. Укажите эту последовательность....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
99. 1) Прочитайте предложения и найдите средства межфразовой связи, которые помогут вам восстановить их последовательность в тексте. Укажите эту последовательность. Выберите наиболее подходящий заголовок к тексту и объясните свой выбор.
1. Стоит ли спать?
2. Компьютер и мозг
3. Как мы ориентируемся в пространстве?
Ответ 1
Средства межфразовой связи: лексические повторы, местоимения.
Последовательность предложений в тексте: (5), (6), (3), (1), (4), (2).
Заголовок: Свойства памяти человека и животных.
Ответ 2
4. Свойства памяти человека и животных
(1) Бельгийский учёный Маке повторил этот опыт на людях, хотя вместо прохождения реальных лабиринтов его подопытные проходили по улицам незнакомого города, который они видели на экране компьютера.
(2) И чем больше была интенсивность этих волн, тем лучше они на следующий день проходили по тем же улицам, как будто лучше их запомнили.
(3) Опыт американских учёных показал, что после прохождения определённого лабиринта мозг спящей крысы снова повторяет ту же последовательность вспышек, как будто воспроизводит реальное прохождение, чтобы лучше его запомнить.
(4) Во сне у них повторялись те же волны мозговой актргвности, которые регистрировались при работе с изображением на экране и которые повторяли прохождение по улицам компьютерного города.
(5) Первые указания на то, что сон имеет какую-то связь с запоминанием, дали опыты американских учёных Макнафтона и Вильсона, которые регистрировали активность так называемых «пространственных клеток» в мозгу у крыс.
(6) Когда в ходе опыта крыса проходит по лабиринту, в её мозгу вспыхивает вполне определённая последовательность клеток, которые специализируются на запоминании посещённых животным мест, в то время как в другом лабиринте она будет другая.
(По А. Арутюнову)
4. Свойства памяти человека и животных
(5) Первые указания на то, что сон имеет какую-то связь с запоминанием, дали опыты американских учёных Макнафтона и Вильсона, которые регистрировали активность так называемых «пространственных клеток» в мозгу у крыс.
(6) Когда в ходе опыта крыса проходит по лабиринту, в её мозгу вспыхивает вполне определённая последовательность клеток, которые специализируются на запоминании посещённых животным мест, в то время как в другом лабиринте она будет другая.
(3) Опыт американских учёных показал, что после прохождения определённого лабиринта мозг спящей крысы снова повторяет ту же последовательность вспышек, как будто воспроизводит реальное прохождение, чтобы лучше его запомнить.
(1) Бельгийский учёный Маке повторил этот опыт на людях, хотя вместо прохождения реальных лабиринтов его подопытные проходили по улицам незнакомого города, который они видели на экране компьютера.
(4) Во сне у них повторялись те же волны мозговой активности, которые регистрировались при работе с изображением на экране и которые повторяли прохождение по улицам компьютерного города.
(2) И чем больше была интенсивность этих волн, тем лучше они на следующий день проходили по тем же улицам, как будто лучше их запомнили.
Средства связи: лексические повторы (крыс - крыса, они - у них, волны - волн); местоимения (этот, у них, они); союзы (и чем, когда).
2) Проанализируйте синтаксическую структуру предложений, составив их схемы, и докажите, что в этом тексте представлены СПП с последовательным, параллельным и однородным подчинением, а также с разными видами связи придаточных частей.
Ответ 1
(1) СПП с придаточным уступки и придаточным определительным; последовательное подчинение
(2) СПП с придаточными сравнительными параллельное подчинение
(3) СПП с придаточным изъяснительным, придаточным сравнительным и придаточным цели; последовательное подчинение
(4) СПП с придаточными определительными; однородное подчинение
(5) СПП с придаточным местоименно-определительным и придаточным определительным; параллельное подчинение
(6) СПП с придаточными времени и придаточным определительным; параллельное подчинение
Ответ 2
(5) [Первые указания на то, (указания на то (что?) придаточное изъяснительное) (что сон имеет какую-то связь с запоминанием)2, дали опыты американских учёных Макнафтона и Вильсона]1, (учёных (каких?) придаточное определительное) (которые регистрировали активность так называемых «пространственных клеток» в мозгу у крыс)3. (к одной главной части присоединяются два придаточных разного типа, это параллельное подчинение)
(6) (когда?) придаточное времени) (Когда в ходе опыта крыса проходит по лабиринту)1, [в её мозгу вспыхивает вполне определённая последовательность клеток]2, (клеток (каких?), придаточное определительное) (которые специализируются на запоминании посещённых животным мест)3, (когда?) придаточное времени) (в то время как в другом лабиринте она будет другая)4. (в одном СПП соединяются разные виды подчинения, следовательно, это СПП с разными способами подчинения)
(3) [Опыт американских учёных показал]1, (показал (что?), придаточное изъяснительное) (что после прохождения определённого лабиринта мозг спящей крысы снова повторяет ту же последовательность вспышек)2, (придаточное сравнительное) (как будто воспроизводит реальное прохождение)3, (зачем?) придаточное цели) (чтобы лучше его запомнить)4. (каждая предыдущая часть становится главной для последующей, следовательно, это последовательное подчинение)
(1) [Бельгийский учёный Маке повторил этот опыт на людях]1, (несмотря на что?) придаточное уступки) (хотя вместо прохождения реальных лабиринтов его подопытные проходили по улицам незнакомого города)2, (города (какого?) придаточное определительное) (который они видели на экране компьютера)3. (каждая предыдущая часть становится главной для последующей, следовательно, это последовательное подчинение)
(4) [Во сне у них повторялись те же волны мозговой активности]1, (волны (какие?), придаточное определительное) (которые регистрировались при работе с изображением на экране)2 и (волны (какие?), придаточное определительное) (которые повторяли прохождение по улицам компьютерного города)3. (к одной главной части относятся придаточные одного вида, следовательно, это однородное подчинение)
(2) (придаточное сравнительное) (И чем больше была интенсивность этих волн)1, [тем лучше они на следующий день проходили по тем же улицам]2, (придаточное сравнительное) (как будто лучше их запомнили)3. (к одной главной части относятся придаточные одного вида, следовательно, это однородное подчинение)
3) Выполните синтаксический разбор одного СПП по вашему выбору.
Образец разбора СПП с несколькими придаточными
[Неужели в то время я мог бы думать]1, (что останусь жив после всех несчастий, постигши^ и (что придёт время)3,
(когда я спокойно буду вспоминать о них)4? (Л. Толстой)
Предложение: 1) вопросительное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из 4 частей; 4) с подчинительной и сочинительной связью; 5) часть 1 — главная, части 2, 3 — придаточные изъяснительные; часть 4 — придаточная определительная к части 3.
СПП с однородным и последовательным подчинением.
Ответ 1
[Бельгийский учёный Маке повторил этот опыт на людях]1, (хотя вместо прохождения реальных лабиринтов его подопытные проходили по улицам незнакомого города)2, (который они видели на экране компьютера)3.
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из 3 частей; 4) с подчинительной связью; 5) часть 1 – главная, часть 2 – придаточная уступки; часть 3 – придаточная определительная к части 2.
СПП с последовательным подчинением.
Ответ 2
(5) [Первые указания на то, (что сон имеет какую-то связь с запоминанием)2, дали опыты американских учёных Макнафтона и Вильсона]1, (которые регистрировали активность так называемых «пространственных клеток» в мозгу у крыс)3.
(1-я часть: (что?) опыты; опыты (что сделали?) дали указания; указания (какие?) первые; указания (на что?) на то; опыты (кого?) учёных Макнафтона и Вильсона; учёных (каких?) американских;
2-я часть,: (что?) сон; сон (что делает?) имеет связь; имеет (что?) что; связь (какую?) какую-то; имеет связь (с чем?) с запоминанием
3-я часть: (кто?) которые; которые (что делали?) регистрировали; регистрировали (что?) активность клеток; клеток (каких?) так называемых пространственных; регистрировали (где?0 в мозгу у крыс).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 3 частей
4) с подчинительной связью
5) часть 1 - главная, часть 2 - придаточное изъяснительное, часть 3 - придаточное определительное
СПП с параллельным подчинением.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Главная часть 1 и придаточная часть 2 разделяются запятой перед союзным словом что. Поскольку придаточная часть 2 стоит в середине главной, она выделяется с двух сторон запятыми. Главная часть 1 и придаточное 3 разделяются запятой перед союзным словом которые.
7) Часть 1: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
(6) (Когда в ходе опыта крыса проходит по лабиринту)1, [в её мозгу вспыхивает вполне определённая последовательность клеток]2, (которые специализируются на запоминании посещённых животным мест)3, (в то время как в другом лабиринте она будет другая)4.
(1-я часть: (кто?) крыса; крыса (что делает?) проходит; проходит (когда?) когда в ходе опыта; (проходит (где?) по лабиринту;
2-я часть: (что?) последовательность клеток; последовательность клеток (что делает?) вспыхивает; вспыхивает (где?) в мозгу; в мозгу (в чьём?) её; последовательность (какая?) определённая; определённая (в какой степени?) вполне;
3-я часть: (что?) которые; которые (что делают?) специализируются; специализируются (на чём?) на запоминании мест; мест (посещённых животным;
4-я часть: (кто?) она; она (что сделает?) будет другая; будет другая (где?) в другом лабиринте).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 4 частей
4) с подчинительной связью
5) часть 1 - придаточное времени, часть 2 - главная, часть 3 - придаточное определительное
СПП с разными видами связи между придаточными. Между 1, 2 4 частями однородное подчинение, 2 и 3 части связаны последовательных подчинением.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Придаточная часть 1 и главная часть 2 разделяются запятой перед союзным словом когда. Главная часть 2 и придаточное 3 разделяются запятой перед союзным словом которые. Придаточная часть 3 и придаточная часть 4 разделяются запятой перед союзом в то время как.
7) Часть 1: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
10) Часть 4: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
(3) [Опыт американских учёных показал]1, (что после прохождения определённого лабиринта мозг спящей крысы снова повторяет ту же последовательность вспышек)2, (как будто воспроизводит реальное прохождение)3, (чтобы лучше его запомнить)4.
(1-я часть: (что?) опыт; опыт (что сделал?) показал; опыт (кого?) учёных; учёных (каких?) американских;
2-я часть: (что?) мозг крысы; мозг крысы (что делает?) повторяет; повторяет (когда?) после прохождения лабиринта; лабиринта (какого?) определённого; крысы (какой?) спящей; повторяет (когда?) снова; (повторяет (что?) последовательность вспышек; последовательность (какую?) ту же;
3-я часть: (что делает?) воспроизводит; воспроизводит (что?) прохождение; прохождение (какое?) реальное;
4-я часть: (что сделать?) лучше запомнить; лучше запомнить (что?) его).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 4 частей
4) с подчинительной связью
5) часть 1 - главная, часть 2 - придаточное изъяснительное, часть 3 - придаточное сравнения, часть 4 - придаточное цели.
СПП с последовательным подчинением.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Главная часть 1 и придаточная часть 2 разделяются запятой перед союзом что. Придаточная часть 2 и придаточная часть 3 разделяются запятой перед союзом как будто. Придаточная часть 3 и придаточная часть 4 разделяются запятой перед союзом чтобы.
7) Часть 1: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, неосложнённое, неполное
10) Часть 4: односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное
(1) [Бельгийский учёный Маке повторил этот опыт на людях]1, (хотя вместо прохождения реальных лабиринтов его подопытные проходили по улицам незнакомого города)2, (который они видели на экране компьютера)3.
(1-я часть: (кто?) учёный Макс; учёный Макс (что сделал?) повторил; учёный (какой?) бельгийский; повторил (что?) опыт; опыт (какой?) этот; повторил (на ком?) на людях;
2-я часть: (кто?) подопытные; подопытные (что делали?) проходили; проходили (вместо чего?) вместо прохождения лабиринтов; лабиринтов (каких?) реальных; подопытные (чьи?) его; проходили (где?) по улицам города; города (какого?) незнакомого;
3-я часть: (кто?) они; они (что делали?) видели; видели (что?) который; видели (где?) на экране компьютера).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 3 частей
4) с подчинительной связью
5) часть 1 - главная, часть 2 - придаточное уступки, часть 3 - придаточное определительное
СПП с последовательным подчинением.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Главная часть 1 и придаточная часть 2 разделяются запятой перед союзом хотя. Придаточная часть 2 и придаточная часть 3 разделяются запятой перед союзным словом который.
7) Часть 1: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
(4) [Во сне у них повторялись те же волны мозговой активности]1, (которые регистрировались при работе с изображением на экране)2 и (которые повторяли прохождение по улицам компьютерного города)3.
(1-я часть: (что?) волны активности; волны активности (что делали?) повторялись; повторялись (где?) во сне; повторялись (у кого?) у них; волны (какие?) те же; активности (какой?) мозговой;
2-я часть: (что?) которые; которые (что делали?) регистрировались; регистрировались (когда?) при работе с изображением на экране;
3-я часть: (что?) которые; которые (что делали?) повторяли; повторяли (что?) прохождение; прохождение (по улицам города; города (какого?) компьютерного)
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 3 частей
4) с подчинительной связью
5) часть 1 - главная, части 2, 3 - придаточные определительные
СПП с однородным подчинением.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Главная часть 1 и придаточная часть 2 разделяются запятой перед союзным словом который. Между 2 и 3 придаточными частями не ставится запятая, так как они связаны соединительным союзом и.
7) Часть 1: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
(2) (И чем больше была интенсивность этих волн)1, [тем лучше они на следующий день проходили по тем же улицам]2, (как будто лучше их запомнили)3.
(1-я часть: (что?) интенсивность; интенсивность (что делала?) была больше; интенсивность (чего?) волн; волн (каких?) этих;
2-я часть: (кто?) они; они (что делали?) проходили лучше; проходили лучше (когда?) на следующий день; проходили (где?) по тем же улицам;
3-я часть: (что делали?) лучше запомнили; лучше запомнили (что?) их).
Предложение:
1) повествовательное
2) невосклицательное
3) сложное, из 3 частей
4) с подчинительной связью
5) часть 1, 3 - придаточные сравнения, часть 2 - главная
СПП с однородным подчинением.
6) В конце повествовательного предложения ставится точка.
Придаточная часть 1 и главная часть 2 разделяются запятой перед второй частью союза чем ... тем. Главная часть 2 и придаточная часть 3 разделяются запятой перед союзом как будто.
7) Часть 1: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
8) Часть 2: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное
9) Часть 3: двусоставное, распространённое, неосложнённое, неполное (пропущено подлежащее).
4) Напишите сжатое изложение текста в виде аннотации к статье, используя СПП с разными видами связи придаточных. Объём аннотации — 60-70 слов.
Ответ 1
То, что сон имеет связь с запоминанием, дали опыты американских учёных Макнафтона и Вильсона на крысах. При проходе по лабиринту в мозгу крысы вспыхивает определённая последовательность клеток, специализирующихся на запоминании посещённых мест, а в другом лабиринте она будет другая. Опыт показал, что после прохождения определённого лабиринта мозг спящей крысы снова повторяет ту же последовательность вспышек.
Бельгийский учёный Маке повторил этот опыт на людях, которые проходили по улицам незнакомого города на экране компьютера. Во сне у них повторялись те же волны мозговой активности, которые регистрировались при работе с изображением на экране. Чем больше была интенсивность этих волн, тем лучше они на следующий день проходили по тем же улицам.
Ответ 2
Американские учёные Макнафтон и Вильсон доказали, что сон связан с нашей памятью. Они поставили опыт на крысах. Суть опыта заключалась в том, что когда крысы проходили по лабиринту, в их мозгу вспыхивала определённая последовательность клеток, ответственных за запоминание мест, которые животное посещало ранее. И в каждом новом лабиринте эта последовательность различалась. После прохождения определённого лабиринта в мозгу спящей крысы повторялась та же последовательность вспышек, что и в бодрствующем состоянии. Это способствовало его запоминанию.
Этот опыт повторил уже на людях бельгийский учёный Макс. В его эксперименте люди проходили по улицам незнакомого города, который они видели ранее на мониторе. Во сне у них повторялись те же волны мозговой активности, которые были зарегистрированы при работе с изображением на экране и которые также повторяли прохождение по улицам города.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением