Упр.132 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
132. Во всех примерах выделены ошибки в употреблении фразеологизмов. Объясните ошибки и запишите исправленные предложения.
1. Мать Татьяны в свободное время сама брила лбы своим крестьянам. 2. Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями, а все ему верят. 3. Нужен он мне как банный лист\ 4. Я привык отдавать себе полные отчёты. 5. Умеешь ты взять быков за рога\
6. Это был друг Тараса Бульбы, прошедший с ним плечо к плечу через огонь и воду. 7. Терпеть не могу сидеть сложив руки. 8. Ведь не все девочки могут дать хороший, сильный отпор. 9. Мы па все корки это обсудили и решили, что лучше Наташу оставить председателем ещё на один год. 10. Вы обратились не по правильному адресу. 11. Пора тебе взяться за свой ум. 12. Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. 13. Зрители внушают мне доверие, что я как актриса ещё многое могу сделать.
Ответ 1
1) Мать Татьяны сама брила лбы своим крестьянам (брить лбы – отдавать в солдаты).
2) Хлестаков всё время пускает пыль в глаза, а все ему верят (метать бисер перед свиньями – объяснять что-либо тому, кто не может понять и по достоинству оценить этого).
3) Нужен он мне как прошлогодний снег (прилип как банный лист – о надоедливом человеке).
4) Я привык отдавать себе отчёт.
5) Умеешь ты взять быка за рога.
6) Это был друг Тараса Бульбы, прошедший с ним плечом к плечу огонь и воду (и медные трубы).
7) Терпеть не могу сидеть сложа руки.
8) Ведь не все девочки могут дать отпор.
9) Мы со всех сторон это обсудили и решили, что лучше Наташу оставить председателем ещё на один год (на все корки – сильно ругать).
10) Вы обратились не по адресу.
11) Пора тебе взяться за ум.
12) Среди слушателей были студенты, которые ни бельмеса не понимали по-русски (лыка не вязать – об очень пьяном человеке).
13) Зрители внушают мне уверенность, что я как актриса ещё многое могу сделать.
Ответ 2
1. Мать Татьяны в свободное время сама брила лбы своим крестьянам. – Мать Татьяны сама брила лбы своим крестьянам. (фразеологизм брить лоб является историческим и имеет значение «отдавать крепостных в солдаты»; буквальное понимание фразеологизма)
2. Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями, а все ему верят. – Хлестаков всё время водит за нос, а все ему верят. (автор хочет сказать, что Хлестаков всё время врёт, однако фразеологизм «метать бисер перед свиньями» имеет значение «напрасно разъяснять, доказывать тому, кто не понимает или не хочет понять». Следовательно, в данном предложении следует употребить фразеологизм со значением «лгать»).
3. Нужен он мне как банный лист! – Нужен он мне как козе баян! (автор хочет сказать, что кто-то совершенно не нужен ему, однако фразеологизм банный лист имеет значение «надоедливый, назойливый человек». Следовательно, нужно употребить фразеологизм со значение «что-то ненужное»)
4. Я привык отдавать себе полные отчёты. – Я привык отдавать себе отчёт. (лексическое видоизменение фразеологизма)
5. Умеешь ты взять быков за рога! – Умеешь ты взять быка за рога! (грамматическое видоизменение фразеологизма)
6. Это был друг Тараса Бульбы, прошедший с ним плечо к плечу через огонь и воду. – Это был друг Тараса Бульбы, прошедший с ним плечом к плечу через огонь и воду. (грамматическое видоизменение фразеологизма)
7. Терпеть не могу сидеть сложив руки. – Терпеть не могу сидеть сложа руки. (грамматическое видоизменение фразеологизма)
8. Ведь не все девочки могут дать хороший, сильный отпор. – Ведь не все девочки могут дать отпор. (лексическое видоизменение фразеологизма)
9. Мы на все корки это обсудили и решили, что лучше Наташу оставить председателем ещё на один год. – Мы подробно это обсудили и решили, что лучше Наташу оставить председателем ещё на один год. (несочетание просторечного фразеологизма и официального стиля речи)
10. Вы обратились не по правильному адресу. – Вы обратились не по адресу. (лексическое видоизменение фразеологизма)
11. Пора тебе взяться за свой ум. – Пора тебе взяться за ум. (лексическое видоизменение фразеологизма)
12. Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. – Среди слушателей были студенты, которые ни слова не говорили по-русски. (употребление фразеологизма, не соответствующего контексту; лыка не вязать - об очень пьяном человеке, не способном координировать свои движения и связно говорить)
13. Зрители внушают мне доверие, что я как актриса ещё многое могу сделать. – Зрители вселяют веру, что я как актриса ещё многое могу сделать. употребление фразеологизма, не соответствующего контексту; внушать доверие - чувствовать расположенность к кому-то или чему-то, верить этому, симпатизировать; вселять веру – давать надежду, верить)
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением