Упр.133 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 133. 1) Чтобы подготовить выразительное чтение знаменитого стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873) «Silentium!» (в переводе с латинского «Молчание!»), вам...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 133. 1) Чтобы подготовить выразительное чтение знаменитого стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873) «Silentium!» (в переводе с латинского «Молчание!»), вам...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
133. 1) Чтобы подготовить выразительное чтение знаменитого стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873) «Silentium!» (в переводе с латинского «Молчание!»), вам нужно самостоятельно провести лингвистический анализ текста: в нём не используется буква ё в соответствии с авторской орфографией. Поэтому вам предстоит выяснить по подсказкам, которые даёт форма самого стихотворения, какими были орфоэпические и грамматические нормы во время его создания — в начале 1830-х годов.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!
2) Подготовьте выразительное чтение стихотворения и проведите в классе небольшой конкурс чтецов. Объясните, чем вы оправдываете ваш выбор произношения отдельных строк стихотворения, и докажите, что нельзя называть такое произношение неправильным.
Ответ 1
В XVIII веке нормой поэтического языка было произносить е на месте современного ё. Употребление ё считалось просторечным. Однако в XIX веке запрет употребления ё систематически нарушался. Чаще всего переход к ё происходил в следующих случаях: в суффиксе -ёк; в падежных окончаниях существительных -ёю, -ём (например, землёю); в окончаниях глаголов -ём, -ёшь, -ёт; в корнях после шипящих. В причастиях на -енный, а также в старославянизмах, напротив, дольше всего сохранялось произношение е. Тем не менее даже в указанных случаях речь идёт лишь о тенденции. Поэтому, читая стихи XIX века, лучше всего читать е, если только чтение ё не продиктовано рифмой.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!
Ответ 2
Стихотворение Ф.И. Тютчева соответствует речевым нормам 18-19 веков.
В соответствии с речевыми нормами того времени, такие слова как звёзды (именительный падеж, множественное число) звук [о] на месте ударного гласного ё произносился как [э]: зв[э]зды.
Из других речевых особенностей стихотворения обратим внимания на ударные окончания глаголов: заходят, разгонят.
Также ударные окончания имели существительные в форме именительного падежа множественного числа: беды (а не беды), свечи (а не свечи).
3) Выберите в списке средства выразительности, использованные в стихотворении.
метафора, архаизм, синонимы, эпитет, иноязычная лексика, сравнение, инверсия, параллелизм, повторение начальных слов (анафора), повторение конечных слов (эпифора), риторический вопрос
Ответ 1
Средства выразительности, использованные в стихотворении: метафора, эпитет, сравнение, инверсия, повторение конечных слов (эпифора), риторический вопрос.
Ответ 2
- эпитеты (душевной, таинственно-волшебные);
- сравнения (чувства и мечты, как звезды в ночи);
- олицетворение (разгоняют лучи чувства и мечты встают безмолвно);
- инверсия (встаю и заходят оне);
- повтор (молчи);
- риторические вопросы (Как сердцу высказать себя?)
4) Рассмотрите портреты знаменитого поэта и подумайте, какой из них более всего подходит к этому тексту. Подготовьте выступление на одну минуту, в котором обоснуйте свой ответ.
Ответ 1
Я думаю, что наиболее к этому тексту подходит дагерротипный (дагерротип – способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, применявшийся до 50-х годов XIX века) портрет (№ 2) Фёдора Ивановича Тютчева работы неизвестного мастера, выполненный в Петербурге в 1848–1849 гг. Это первый после возвращения на родину фотографический портрет Тютчева. В это время Тютчеву около 45 лет. На дагерротипе – прекрасное, исполненное силы лицо мужчины в расцвете сил, лицо поэта-мыслителя. Спокойный, умный взгляд человека, написавшего прекрасные стихи.
Ответ 2
Мне кажется, что больше всего к данным стихам подходит первый портрет, где Тютчев ещё молодой юноша. Несмотря на то, что стихи кажутся сложными, полными философских вопросов, которые, как считается, свойственны старшему поколению, чаще всего такими вопросами задаются молодые люди. Им свойственно искать свой путь, искать новые ответы на уже известные вопросы, задаваться вопросами о смысле жизни, о том, как понять другого.
И действительно, данное стихотворение – одно из ранних у Тютчева. Поэт написал его в 27 лет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением