Упр.120 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 120. 1) Послушайте текст, определите его тему, основную мысль, стилистическую принадлежность. Определите количество микротем и составьте план текста.Ответ 1Тема:...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 120. 1) Послушайте текст, определите его тему, основную мысль, стилистическую принадлежность. Определите количество микротем и составьте план текста.Ответ 1Тема:...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
120. 1) Послушайте текст, определите его тему, основную мысль, стилистическую принадлежность. Определите количество микротем и составьте план текста.
Ответ 1
Тема: Типы речи.
Основная мысль: Обобщённое деление на три типа речи очень условно.
Стиль текста – научный.
Количество микротем – 4.
План текста:
1) Три функционально-смысловых типа речи.
2) Типы речи в художественном тексте.
3) Типы речи в научном тексте.
4) Сложные смешанные типы речи.
Ответ 2
Тема текста: функционально-смысловые типы речи.
Основная мысль: деление на три основных типа речи условно, поскольку существуют их разновидности, которые могут комбинироваться, а также переходить из одного в другой.
Стиль текста: научный.
В тексте можно выделить 4 микротемы.
План текста:
1. Функционально-смысловые типы речи.
2. Выбор типа речи для художественного стиля.
3. Тип речи в научном стиле.
4. Смешанные типы речи и их практическое использование.
2) Напишите сжатое изложение текста.
Ответ 1
Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение, но такое обобщённое деление очень условно.
Для каждой разновидности языка можно назвать условие, которое определяет преимущественный выбор того или иного типа речи. Для художественного текста описание выбирается при характеристике чего-либо, повествование используется при перечислении действий, а рассуждение – при отступлениях автора.
Для научного текста характерны все типы речи, но их выбор зависит от контекста. Рассуждение используется при изложении информации, описание – при характеристике объекта, повествование – при рассказе о становлении научного знания и так далее. Сам предмет науки настраивает на преимущественный тип речи.
Разумеется, речь идёт лишь о преимущественном типе изложения. Анализ речевой организации текста свидетельствует о том, что реально разные типы речи перемежаются, образуя сложные смешанные типы.
Ответ 2
Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование, рассуждение. Это деление является обобщённым. Например, в научном стиле помимо рассуждения можно встретить описание, объяснение, инструкции и т.п.
Для каждой функциональной разновидности языка существуют условия выбора типа речи. В художественном тексте описание соответствует характеристике предмета, рассуждение – для авторских отступлений, а повествование –при перечислении активных действий и их смене во времени.
В научном стиле используются все типы речи. Рассуждение используется при изложении абстрактной информации, описание – при характеристике изучаемого предмета, повествовании – в рассказе об истории открытия, научных знаний и т.п.
В примерах выше мы говорили о преимущественном типе изложения. Однако в реальной речи типы речи перемешиваются. Есть типы, когда сочетаются описание и повествование, описание и рассуждение, описание, повествование и рассуждение. Разные типы изложения могут комбинироваться совершенно по-разному, а также переходить из одного типа речи в другой на протяжении всего текста.
3) Приведите примеры повествования, описания и рассуждения, подобрав тексты из учебников по литературе, истории, физике.
Ответ 1
Повествование: 30 апреля 1945 г. бойцы 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы. В тот же день покончил жизнь самоубийством Гитлер. Берлинский гарнизон капитулировал. 8 мая в Карлсхорсте под Берлином представителями стран-победительниц и гитлеровским военным руководством был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР подпись под документом поставил маршал Г. К. Жуков (учебник истории).
Описание: Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (учебник литературы, Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»).
Рассуждение: Движение спутника является примером свободного падения, так как происходит только под действием силы тяжести. Но спутник не падает на Землю благодаря тому, что обладает достаточно большой скоростью, направленной по касательной к окружности, по которой он движется. Так, естественный спутник Земли Луна обращается вокруг планеты около четырёх миллиардов лет. Значит, для того чтобы некоторое тело стало искусственным спутником Земли, его нужно вывести за пределы земной атмосферы и придать ему определённую скорость, направленную по касательной к окружности, по которой он будет двигаться (учебник физики).
Ответ 2
Повествование: Последнее десятилетие жизни Фонвизина окрашено, скорее, в печальные тона. Это болезнь жены, смерть отца. Его самого разбил паралич, после которого он спустя полгода с трудом смог встать с постели. При дворе его, как мы знаем, не жаловали. (учебник литературы).
Рассуждение: Если угол a = 180o, то cos 180о = -1 и А = - Fs. Данный случай имеет место тогда, когда сила и перемещение направлены в противоположные стороны. Соответственно совершённая работа отрицательна и её значение максимально. (учебник физики)
Описание: Народы Закавказья исповедовали разные религии: грузины, мегрелы, абхазы, осетины – православное христианство; армяне – тоже христианство, но по особому обряду Армянкой апостольской церкви; азербайджанцы, лезгины, аджарцы – ислам. Первые десятилетия после присоединения к России верховная власть в Закавказье принадлежала командующему русскими войсками. Важнейшие государственные учреждения и суды возглавии русские чиновники. Но их заместителями и помощниками всегда были представители местной знати. (учебник истории)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением