Упр.47 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 47. 1) Прочитайте отрывок из очерка К. Ф. Яковлева и определите, какое из предложений в рамке подходит для начала текста, а какое — для его конца. Объясните, почему в...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
47. 1) Прочитайте отрывок из очерка К. Ф. Яковлева и определите, какое из предложений в рамке подходит для начала текста, а какое — для его конца. Объясните, почему в предложениях использованы тире, двоеточие и точка с запятой. Подумайте, какие знаки препинания пропущены.
Самые разные они наши ивы.
Что красивы ракиты — и говорить не надо.
То мощными ракитами встанут вдоль д...роги реки и стволом (пусть корявым даже дуплистым) и кроной раскидистой вызывая вс...гдашнее ув...жение; то кусточками прутиков разбегутся по влажному лугу словно копёшки забытого сена; то плотною зар...слью заг...р...дят пути к руч...йку.
Сколько всяких ив сколько названий!
И верба и ветла и бредина и козья ива и ива к...рзиночная и просто речной да озёрный тальник — зал...ва-емый талыми водами ивовый куст: бел...тал черн...тал син...тал красн...тал желт...тал и наконец серый да сизый тальник в дополнение ко всей разн...-цветности.
(К. Яковлев)
Начало текста – Самые разные они, наши ивы; конец текста – Что красивы ракиты – и говорить не надо.
Тире в последнем предложении и точка с запятой разделяют части сложного предложения, тире в третьем абзаце выделяет приложение. Двоеточие после обобщающего слова. Пропущены запятые.
2) Работа в паре. Определите, какие орфограммы пропущены в словах, и запишите эти слова, сгруппировав их в зависимости от правила, определяющего их написание. Сравните результаты своей работы.
Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова: уважение – уважить, ручейку – ручей, заливаемый – залить, дополнение – дополнить.
Непроверяемые буквы безударных гласных и согласных в корне слова: дороги, всегдашнее, загородят, корзиночная.
Буквы А-О в корне -раст-(-ращ-) – -рос-: зарослью.
Соединительные О и Е в сложных словах: белотал, чернотал, синетал, краснотал, желтотал, разноцветности.
3) Замените выделенное разговорное слово нейтральным синонимом.
Копёшки – копны.
4) Послушайте текст, следя за интонацией. Запишите его под диктовку.
Самые разные они, наши ивы.
То мощными ракитами встанут вдоль дороги, реки, и стволом (пусть корявым даже, дуплистым), и кроной раскидистой вызывая всегдашнее уважение; то кусточками прутиков разбегутся по влажному лугу, словно копёшки забытого сена; то плотною зарослью загородят пути к ручейку.
Сколько всяких ив, сколько названий!
И верба, и ветла, и бредина, и козья ива, и ива корзиночная, и просто речной да озёрный тальник – заливаемый талыми водами ивовый куст: белотал, чернотал, синетал, краснотал, желтотал и, наконец, серый да сизый тальник в дополнение ко всей разноцветности.
Что красивы ракиты – и говорить не надо.
(К. Яковлев)
5) Укажите предложения, в которых есть обособленные уточняющие члены предложения.
Во втором абзаце (пусть корявым даже, дуплистым) и в четвёртом абзаце – заливаемый талыми водами ивовый куст.
6) Докажите, что последнее предложение в записанном тексте является сложным, но не сложносочинённым. Подумайте, какой порядок частей этого предложения будет нейтральным.
Что красивы ракиты – и говорить не надо. > И говорить не надо, что красивы ракиты. – СПП
7) Укажите сложное предложение, части которого — неполные двусоставные предложения.
То мощными ракитами встанут вдоль дороги, реки, и стволом (пусть корявым даже, дуплистым), и кроной раскидистой вызывая всегдашнее уважение; то кусточками прутиков разбегутся по влажному лугу, словно копёшки забытого сена; то плотною зарослью загородят пути к ручейку.
Подлежащее – в первом предложении – ивы.
8) Запишите сжато основную информацию этого текста. Подумайте, какой приём вы можете использовать — обобщение информации или исключение. Какой стиль лучше выбрать для сжатого текста: художественно-публицистический, как у автора, или научный? Какие авторские средства выразительности вы не сможете использовать при сжатии текста?
Ивы бывают разные: и мощные ракиты, и кусты, и плотная заросль. Сколько ив, столько названий: верба, ветла, бредина, козья ива, ива корзиночная, речной и озёрный тальник: белотал, чернотал, синетал, краснотал, желтотал, серый и сизый тальник.
Приём сжатия – обобщение информации. Стиль – научный. При сжатии текста невозможно использовать такие авторские средства выразительности, как эпитеты, сравнения, олицетворения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением