Упр.32 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 32. Работа в группе. Проведите мини-викторину по лексике и лексикографии. Расскажите, какой способ уточнения значения слова и решения задач по лексике вы предпочитаете:...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
32. Работа в группе. Проведите мини-викторину по лексике и лексикографии. Расскажите, какой способ уточнения значения слова и решения задач по лексике вы предпочитаете: самостоятельную работу со словарями и учебными изданиями, поиск информации в Интернете, консультации у взрослых. Какой из этих способов, с вашей точки зрения, надёжнее?
Я предпочитаю самостоятельную работу со словарями и учебными изданиями, а также поиск информации в Интернете, если данного словаря у меня нет.
1) Найдите в отрывке из «Повести временных лет» название города, в поход на который ходил князь Олег. А как называли этот город греки? Как он называется сейчас?
В год 6415 пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве... на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили.
Князь Олег ходил в поход на Царьград. Греки этот город называли Константинополь. Сейчас город называется Стамбул.
2) Какое слово в этой тематической группе отличается от остальных и по какому признаку? Какими ещё словами можно её дополнить, не нарушая общей закономерности?
груша, яблоко, слива, апельсин, абрикос, айва, персик, мандарин
Слово яблоко отличается от остальных, т. к. растёт на дереве, название которого не совпадает с названием плода.
Группу можно дополнить словами нектарин, лимон.
3) Прочитайте фрагменты «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной выдающимся писателем и публицистом Ермолаем Еразмом в конце 40-х годов XVI века, и объясните значение выделенных слов. Что вы знаете о героях этой повести? Почему им воздвигнут памятник в Муроме?
1. Феврония говорит посланнику князя Петра: «Про брата же тебе сказала, потому что отец мой и брат древолазцы-бортники».
2. Блаженный же князь Пётр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать.
Древолазцы-бортники – собиратели мёда диких пчёл.
Державствовали – господствовали, правили.
Чадолюбивые – любящие своих детей.
Князь Пётр спас своего брата Павла, который правил Муромом, от Змия-искусителя, но сам заболел страшной болезнью. Его излечила простая девушка Феврония, на которой он женился и обрёл счастье в семейной жизни. На склоне лет они постриглись в монахи, умерли в один день; супругов похоронили в общем гробу по их завещанию.
Святые Пётр и Феврония Муромские являются покровителями семьи и брака. Памятник в Муроме воздвигнут им как символ супружеской любви и верности.
4) «Переведите»» на русский язык эти заимствованные слова — подберите к ним русские синонимы (слова или словосочетания).
эскиз, дефект, брифинг, глобальный, толерантный, окулист, менеджер
Эскиз – набросок, дефект – изъян, брифинг – краткая пресс-конференция, глобальный – всемирный, толерантный – терпимый, окулист – специалист по глазным болезням, менеджер – управляющий.
5) Определите заимствованные слова по их толкованию.
1. Картина с изображением крупным планом цветов, фруктов и других предметов. 2. Вид какой-либо местности, картрша с изображением природы. 3. Наука о живой природе. 4. Описание чьей-либо жизнр!. 5. Справочник по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. 6. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений между собой и с окружающей средой.
1. Картина с изображением крупным планом цветов, фруктов и других предметов – натюрморт.
2. Вид какой-либо местности, картина с изображением природы – пейзаж.
3. Наука о живой природе – биология.
4. Описание чьей-либо жизни – биография.
5. Справочник по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря – энциклопедия.
6. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений между собой и с окружающей средой – экология.
6) Подберите к данным пословицам и поговоркам соответствующие им русские варианты. 1
1. Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская). 2. Разлука — смерть любви (французская). 3. Биться, как рыба на кухонном столе (вьетнамская). 4. Когда свиньи полетят (английская). 5. Опасайся тргхой реки, а не бурной (греческая). 6. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская).
1. Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская). – У семи нянек дитя без глазу.
2. Разлука – смерть любви (французская). – С глаз долой – из сердца вон.
3. Биться, как рыба на кухонном столе (вьетнамская). – Биться как рыба об лёд.
4. Когда свиньи полетят (английская). – Когда рак на горе свистнет. После дождичка в четверг.
5. Опасайся тихой реки, а не бурной (греческая). – В тихом омуте черти водятся.
6. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская). – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением