Ответы на вопросы и задания §9 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §9. Рефлекторная регуляция1. Что входит в состав центральной нервной системы, а что — в состав периферической?К центральной нервной системе относят головной и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§9. Рефлекторная регуляция
1. Что входит в состав центральной нервной системы, а что — в состав периферической?
К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическую нервную систему составляют нервы, нервные узлы и нервные окончания.
2. Что такое рефлекс?
Рефлекс – это ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под её контролем.
3. Что такое рефлекторная дуга?
Рефлекторная дуга – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа.

Вопросы
1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.
Рефлекс – это ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под её контролем.
Рефлекторная дуга – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа. Например, рефлекторная дуга мигательного рефлекса, при прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
2. Как по-другому называют врождённые рефлексы и рефлексы, приобретённые в процессе жизни? Как вы думаете, почему они получили такие названия?
Врождённые рефлексы по-другому называют безусловными. Такое название безусловные рефлексы получили, так как для того, чтобы сработал безусловный рефлекс, его не требуется вырабатывать и создавать для этого какие-то определённые условия: он имеется с рождения и до конца жизни.
Рефлексы, приобретённые в процессе жизни, называют условными. Условные рефлексы требуется вырабатывать, при этом выставляя условия - чтобы рефлекс сработал, необходимо наличие того фактора и отсутствие этого, и тому подобное.
3. Какими свойствами обладают рецепторы?
Рецепторы — это окончания чувствительных нервных волокон или специальные чувствительные клетки, преобразующие раздражение в нервные импульсы. По отросткам чувствительных нейронов возникшие в рецепторах импульсы достигают центральной нервной системы. Там эта информация обрабатывается вставочными нейронами.

4. Где расположены тела чувствительных нейронов?
Тела чувствительных нейронов находятся в чувствительном нервном узле, вне центральной нервной системы.
5. Какую функцию выполняют вставочные и исполнительные нейроны?
Вставочные нейроны обрабатывают возникшие в рецепторах импульсы и обеспечивают связь между чувствительными и исполнительными нейронами.
Исполнительные нейроны возбуждаются и посылают сигналы, запуская работу мышц, желёз, внутренних органов, благодаря которым достигается нужный эффект.
6. Объясните необходимость наличия обратных связей в нервной системе.
Наличие обратных связей позволяет нервному центру рефлекса контролировать точность выполнения своих команд и при необходимости вносить срочные изменения в работу исполнительного органа.

Задания
1. Используя рисунок 21, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите её части.

Части рефлекторной дуги мигательного рефлекса:
1 — рецептор
2 — чувствительный нейрон, находящийся в нервном узле
3 — вставочный нейрон
4 — двигательный нейрон
5 — круговая мышца глаза, смыкающая веки
2. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. Проанализируйте это явление и укажите его возможные причины. Предположите, какие процессы в синапсах рефлекторной дуги могут вызвать торможение рефлекторной реакции.
Мигательный рефлекс затормозился после семи прикосновений.
Прикосновение к внутреннему углу глаза приводит в активность защитный рефлекс, которые вызывает непроизвольное моргание обоих глаз. Раздражение нервных окончаний роговой оболочки приводит к запуску рефлекса, который проходя через продолговатый мозг, где располагается вставочный нейрон, приводит в возбуждение круговые мышцы глаза.
Торможение связано с тем, что звенья рефлекса связаны нейронами обратной связи с корой – информация об отсутствии опасности приводит к торможению рефлекса.
3. Проверьте, существует ли возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Если вам это удалось, объясните, почему это произошло.
Мигательный рефлекс можно затормозить усилием воли, так как он может подчиняться воле человека.
4. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
Если в глаз попадает инородное тело, то информация о застрявшем инородном предмете усиливает активность рефлекса, в т.ч. при участии коры.
5. Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса
Мигательный рефлекс обеспечивает механическую защиту глаз от различных воздействий, т.е. закрывание веками глаз смачивает поверхность самого глаза и сохраняет его в здоровом, рабочем состоянии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением