Упр.74 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
74. Внимательно прочитайте текст.
I. Лежать на траве. Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки. Нет другого способа так же плотно утонуть и раств...риться в синем небе, чем когда лежишь на траве. Улетаешь и тонешь сразу, в тот
самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. Так тонет свинцовая гирька, если её пол...жить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), когда его выпустишь из рук. Но разве есть у них та же стремительность, та же лёгкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.
II. Лежишь на траве? Купаешься в небе? Летишь или падаешь? Дело в том, что ты и сам потерял границы. Ты стал с небо, а небо стало с тебя. Оно и ты стали одно и то же. Не то летишь, возносясь, — и этот полёт по стремительности равен падению, не то падаешь — и это падение равно полёту. У неба не может быть ни верха, ни низа, и ты это, лёжа в траве, прекрасно чувствуешь.
III Цветочная поляна — мой космодром. Жалкими представляются отсюда, с цветочной поляны (где гудит только шмель), бетонированные взлётные дорожки, на которых ревут неуклюжие металлические самолёты. Они ревут от бессилия. А бессилие их в том, что они не могут и на одну миллионную долю процента утолить человеческую жажду полёта, а тем более его жажду слиться с простором неба.
IV. Вот, допустим, — прозой пересказываю к случаю своё давнее стихотворение, — ты не в силах больше терпеть. Ты жил на земле и с усладой смотрел на белые плывущие облака. Вся твоя сущность т...нулась ввысь. Улететь в небо, раств...риться в нём, что может быть желаннее, слаще? Судорожно отсчитываешь ты тридцать рублей, нетерпеливо топчешься у весов, где сдают чемоданы, потом около трапа, по которому подн...маются в самолёт. Скорее садишься в кресло. Уши твои забяВает грохотом. Каждая твоя клетка неприятно и болезненно вибрирует вместе со стенками самолёта.
V. Ну что же, вот она, твоя синь, вот они, твои облака. Ск...пление сырости и тумана. По стеклу иллюминатора бегут бесконечные капельки воды. Около желудка тошнотворно сж...мает. Назовите мне человека, который, летя в самолёте, вожделенно смотрел бы вверх, на небо, а не вниз, на землю.
VI. Внизу между тем лес, похожий больше на мох. Речка, словно серебристая нитка. Около речки — зелёная поляна. Какая-то бука-шечка там, среди поляны. Человечек! Он лежит на траве, раскинув руки, и смотрит вверх, в небо. Господи! Скорее туда, на землю, где трава и цветы. Лечь и раскинуть руки...
(В. Солоухин)
1. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, распределяя их на группы: а) слова с безударными гласными, проверяемыми ударением; б) слова с чередующимися гласными в корнях.
Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, распределяя их на группы:
а) слова с безударными гласными, проверяемыми ударением:
- напряжённый (проверочное слово: напрячь)
- представляются (проверочное слово: представит)
- тянулась (проверочное слово: тянет)
- забивает (проверочное слово: забить)
- скопление (проверочное слово: скопит)
- раствориться (проверочное слово: раствор)
б) слова с чередующимися гласными в корнях:
- положить (чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о)
- поднимаются (чередование –ним-/-ня-, после корня стоит суффикс –а-)
- сжимает (чередование –жим-/-жа-, после корня стоит суффикс –а-)
2. Из абзацев V и VI выпишите односоставные предложения; определите их типы.
[Ну что же, вот она, твоя синь]1, [вот они, твои облака]2. (обе части – назывные односоставные предложения)
Скопление сырости и тумана. (назывное односоставное предложение)
Около желудка тошнотворно сжимает. (безличное односоставное предложение)
[Назовите мне человека], который, летя в самолёте, вожделенно смотрел бы вверх, на небо, а не вниз, на землю. (определённо-личное односоставное предложение)
Речка, словно серебристая нитка. (назывное односоставное предложение)
Какая-то букашечка там, среди поляны. (назывное односоставное предложение)
Человечек! (назывное односоставное предложение)
[Скорее туда, на землю]1, (где трава и цветы)2. (1-я часть: безличное неполное предложение; 2-я часть: назывное односоставное предложение)
Лечь и раскинуть руки... (безличное односоставное предложение)
3. Определите способы и средства связи предложений в абзацах II-IV.
II абзац. Способ связи предложений: параллельный. Средства связи:
- сходство синтаксических конструкций
- глаголы в форме 2-го лица единственного числа
- местоимения (ты, оно)
- лексический повтор (небо, полёт, падение)
III абзац. Способ связи предложений: последовательный. Средства связи:
- наречия (отсюда)
- местоимения (они, их)
- лексический повтор (цветочная поляна, бессилие)
- однокоренные слова (полёт, самолёт)
IV абзац. Способ связи предложений: последовательный и параллельный. Средства связи:
- местоимения (ты, твоя)
- лексический повтор (ты)
- глаголы в форме 2-го лица единственного числа
- слова одной тематической группы (ввысь, небо, облака, трап, кресло, самолёт)
- контекстные антонимы (на земле – ввысь)
4. Охарактеризуйте текст с точки зрения смысловой цельности, озаглавьте его.
Текст представляет собой единое целое, объединённое общей темой – стремлением человека к полёту и единению с небом. В тексте описывается, как человек мечтает о полёте, как он готовится к полёту и как он чувствует себя в самолёте.
Текст состоит из шести частей, каждая из которых раскрывает разные аспекты темы. В первой части описывается, как человек может почувствовать себя единым с небом, лёжа на траве. Во второй части говорится о том, что человек, лёжа на траве, может почувствовать себя единым с небом. В третьей части описывается, как бетонированные взлётные дорожки и неуклюжие металлические самолёты не могут утолить человеческую жажду полёта. В четвёртой части рассказывается о том, как человек готовится к полёту и как он чувствует себя в самолёте. В пятой части описывается, как человек, летя в самолёте, может почувствовать тошноту и головокружение. В шестой части описывается, как человек, глядя вниз из самолёта, может увидеть зелёную поляну и лежащего на траве человека, который смотрит вверх, в небо.
Таким образом, текст представляет собой единое целое, объединённое общей темой и общим настроением.
Названия:
«Полёт души»
«Полёт в мечтах»
«Небо в траве»
5. Определите стилевую принадлежность текста и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Стиль текста – публицистический. В этом тексте автор использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои чувства и мысли о единении человека с природой и небом. Он также обращается к читателю, используя риторические вопросы и восклицания, чтобы вовлечь его в размышления о вечных ценностях. Кроме того, в тексте присутствуют элементы публицистического стиля, такие как:
- авторская позиция. Автор выражает свою точку зрения на проблему полёта и единения с небом, что характерно для публицистического стиля.
- эмоциональность. Текст наполнен эмоциями и чувствами автора, что также характерно для публицистического стиля.
- обращённость к читателю. Автор обращается к читателю, используя риторические вопросы и восклицания, что также характерно для публицистического стиля.
Ведущий тип речи в этом тексте – рассуждение. Автор высказывает свою точку зрения на проблему полёта и единения с небом, приводит аргументы и примеры, чтобы обосновать свою позицию. Также в тексте присутствуют элементы описания, когда автор подробно описывает свои ощущения и впечатления от лежания на траве и взгляда в небо. Однако основной целью текста является рассуждение о природе полёта и единения с небом, поэтому ведущим типом речи можно считать рассуждение.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением