Упр.77 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 77. Последовательно прочитайте тексты.1. Колючий татарник почти по пояс. Колючки-шипы тонкие, как жало пчелы, не на стебле, прямом и высоком, а на кончиках зубчиков...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
77. Последовательно прочитайте тексты.
1. Колючий татарник почти по пояс. Колючки-шипы тонкие, как жало пчелы, не на стебле, прямом и высоком, а на кончиках зубчиков листьев. Такими маленькими листочками для шипов обтянут и большой, и малые стебли. Колючка защищена, как роза. Но наверху, у самого бутона, стебель нежный и гладкий, как мизинчик младенца. Осторожно! С другой стороны тоже листочек в мелких, почти невидимых колючках. Десять — пятнадцать таких листьев-шипов защищают бутон и стебель. Чем выше, тем листья реже. Так вот в чём дело — листья пеленают стебель, тянутся вдоль него, а потом отделяются, покрываясь красноватым узором.
Цветок-царь! Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия заметно выделяла его среди других полевых цветов, он как бы стоял над ними и поднимал степь выше...
Большой бутон отяжелевшей королевской колючки остался склонённым к восходу, а маленький бутончик, фиолетовые усики у которого пока только едва выглядывают, — легко поворачивается на запад, по ходу солнца.
(Н. Середина)
2. Я набрал большой букет разных цветов и шёл домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, — он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я наконец оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, — подумал я,
вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. — Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».
(Л. Толстой)
3. Татарник знает, что на свете есть зло.
Он живёт, ощетинившись. Ершистый, он весь покрыт колючками, иголками, шипами, шильцами. В круговой обороне против всего мира — он на все стороны выставил сотни жал.
Зубчатые листья татарника, покрытые белёсым войлочком, могут показаться плюшевыми, но до них не дотронуться: на острие каждого зубца торчит колючка. Стебель покрыт продольными пластинами, тоже зубчатыми, и на острие каждого зубца торчит колючка.
Корзинка татарника — зелёный шар, на котором растопырены колючки. На том месте, где обнажится соцветие, колючки причёсаны куполком, но и здесь они остры — не притронуться.
Только само пурпурно-лилово-малиновое соцветие татарника — неожиданно мягкое, доброе, нежное, мирное, невинное, уж очень несходное и даже противоположное всему растению. Наверное, надо иметь такую свирепую свиту, такое колючее сопровождение, чтобы явить миру своё наивное добродушие...
Плодик татарника — семянка с хохолком. Зёрнышко на своём па-рашютике летит, летит — в поиске не простора, а препятствия. И вот оно — доска забора, лёгкий удар, парашютик сразу отцепился, зёрнышко упало на землю — прилетели. Собственно, ради короткого полёта и лёгкого падения — эти сотни колючек и показная враждебность богатырского растения.
Его стебель снизу доверху пронизан крепкими, как дратва, нитями, стягивающими мясистую, сочную, бархатистую плоть. Татарник, он нисколько не сомневается, что будет съеден сразу же, как только сбросит колючки: он приятен вкусом и даже запахом, и он такой большой, и его так много...
Татарник заведомо оповещён (кем?), что в мире есть зло. Так сказать, объективно. Такова реальность. И всякий приходящий в этот мир может со злом встретиться. Где, когда, в каком обличье оно явится — этого никому не дано знать. Надежда не сойтись с ним ни разу — нулевая. Поэтому татарник заранее точит свои колючки. Не чтобы напасть — чтобы защититься. Защититься? Чем? Колючками? Которые — тоже зло?
Не надо философствовать насчёт зла — спросите о нём у татарника.
(М. Фонотов)
4. Татарник колючий (onopordum acanthium) — иначе называется чертополох, будяк, репей — двулетнее травянистое колючее растение семейства астровых высотой 30—250 см. Стебель прямостоячий, вверху разветвлённый. Листья очередные, продолговатые, колючезубчатые, нижние — черешковые, верхние — сидячие. Цветёт в июле-сентябре. Цветки пурпурные, обоеполые, собраны в две-три корзинки, расположенные на концах ветвей. Плод — продолговатая семянка с рыжеватым хохолком. Созревает в сентябре-октябре. Распространён в европейской части России, Западной Сибири и Средней Азии. Растёт по пустырям, мусорным местам, вдоль дорог, огородов, вблизи жилья, ферм, по степным и песчаным склонам.
(Справочник «Определитель растений»)
1. Определите в каждом из текстов ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
1-й текст. Ведущий тип речи – описание. Автор подробно описывает внешний вид и особенности колючего татарника, его колючки, листья и цветы. Он использует яркие образы и детали, чтобы создать у читателя представление о растении. Также в тексте присутствуют элементы повествования, когда автор рассказывает о том, как листья пеленают стебель и покрываются красноватым узором. Однако основной целью текста является описание колючего татарника, поэтому ведущим типом речи можно считать описание.
2-й текст. Ведущий тип речи – повествование. Автор рассказывает историю о том, как он заметил в канаве репей и решил сорвать его, чтобы добавить в букет. Он описывает процесс срывания цветка, который оказался трудным и долгим, и в результате цветок потерял свою красоту и свежесть. Также в тексте присутствуют элементы описания, когда автор описывает внешний вид репея и его стебля. Однако основной целью текста является рассказ о событии, поэтому ведущим типом речи можно считать повествование.
3-й текст. Ведущий тип речи – рассуждение. Автор размышляет о природе зла, его проявлениях и способах защиты от него. Он использует образ татарника, чтобы проиллюстрировать свою мысль о том, что зло объективно существует в мире и что каждый человек может с ним столкнуться. М. Фонотов задаёт вопросы о природе зла и способах защиты от него, но не даёт прямых ответов. Он предлагает читателю задуматься о том, как татарник использует свои колючки для защиты, и провести аналогию с человеческим поведением. Таким образом, в этом тексте присутствуют элементы рассуждения, которые помогают автору выразить свои мысли и чувства по поводу темы зла и способов защиты от него.
4-й текст. Ведущий тип речи – научное описание. Автор подробно описывает внешний вид и особенности татарника колючего, его колючки, листья, цветы и плоды. Он использует точные и конкретные детали, чтобы создать у читателя полное представление о растении.
2. К каким стилям речи относятся эти тексты? Подтвердите своё мнение анализом языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических.
1-й текст. Стиль речи – художественный. Автор описывает растение татарник колючий с помощью ярких образов и метафор, создавая у читателя представление о красоте и величии этого растения.
В тексте присутствуют следующие признаки художественного стиля:
- образность и выразительность. Автор использует метафоры («колючки-шипы тонкие, как жало пчелы»), эпитеты («колючий татарник», «королевская колючка») и другие средства выразительности, чтобы создать яркий образ растения
- эмоциональность. Автор выражает своё отношение к растению, используя оценочные суждения («Цветок-царь!», «роскошь и величие»).
- субъективность. Автор описывает растение так, как он его видит и чувствует, не претендуя на объективность.
- структурированность. Текст разделён на абзацы, каждый из которых посвящён отдельной теме. Это помогает читателю легче воспринимать информацию.
2-й текст. Стиль речи - художественный. Автор описывает свои впечатления и переживания, связанные с попыткой сорвать цветок репейника. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы создать у читателя представление о красоте и силе этого растения.
В тексте присутствуют следующие признаки художественного стиля:
- образность и выразительность. Автор использует метафоры («стебель кололся со всех сторон», «цветок по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета»), эпитеты («чудный малиновый репей», «мохнатый шмель») и другие средства выразительности, чтобы создать яркий образ растения. Эмоциональность. Л. Толстой выражает своё отношение к растению, используя оценочные суждения («Какая, однако, энергия и сила жизни», «Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь»).
- субъективность. Толстой описывает свои впечатления и переживания, не претендуя на объективность.
- структурированность. Текст разделён на абзацы, каждый из которых посвящён отдельной теме. Это помогает читателю легче воспринимать информацию.
3-й текст. Стиль речи – публицистический, очерк. Автор описывает растение татарник колючий с точки зрения его защитных механизмов и способности противостоять злу, используя яркие образы и метафоры, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме зла в мире.
В тексте присутствуют следующие признаки публицистического стиля:
- призывность и эмоциональность. М. Фонотов использует оценочные суждения («татарник, он нисколько не сомневается, что будет съеден сразу же, как только сбросит колючки»), чтобы вызвать у читателя определённые чувства и мысли.
- субъективность. Автор выражает своё отношение к проблеме зла, используя риторические вопросы («Не надо философствовать насчёт зла - спросите о нём у татарника»).
- структурированность. Текст разделён на абзацы, каждый из которых посвящён отдельной теме. Это помогает читателю легче воспринимать информацию.
4-й текст. Стиль речи – научный. Автор описывает растение татарник колючий с точки зрения его ботанических характеристик, распространения и условий произрастания, используя точные и объективные данные.
В тексте присутствуют следующие признаки научного стиля:
- точность и объективность. Автор использует конкретные данные и термины, чтобы дать точное описание растения.
- логичность и последовательность. Текст структурирован таким образом, чтобы информация была представлена в логическом порядке.
- использование специальной терминологии. Автор использует термины, характерные для ботаники, чтобы дать точное описание растения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением