Ответы на вопросы и задания §54 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §54. Врождённые и приобретённые программы поведения1. Как возникли врождённые формы поведения?Врождённые формы поведения — безусловные рефлексы,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§54. Врождённые и приобретённые программы поведения
1. Как возникли врождённые формы поведения?
Врождённые формы поведения — безусловные рефлексы, инстинкты.
Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому все животные, в том числе и человек, рождаются уже с готовым комплексом таких рефлексов. Безусловные рефлексы «обобщают» исторически (филогенетически) сложившийся видовой опыт и способствуют удовлетворению основных потребностей, то есть продолжению жизни.
Подобно всем рефлексам, инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.

2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?
Это связано с механизмом запечатления (импринтинга). Запечатление — свойство человека или животного в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты и т.п.
Возрастные периоды, в которых происходит запечатление, могут быть разными для различных анализаторов. Так, речью люди легко овладевают в младенческом возрасте. В более позднем возрасте изучение языка даётся им с гораздо большим трудом.

3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?
Условный рефлекс – более простая форма приспособления, приобретенная программа действий. Он вырабатывается после многократного повторения сочетания условного и безусловного раздражителя и заключается в формировании связей в коре головного мозга и подкорковых структурах, то есть это формирование временных связей путем многократного сочетания раздражителей.
Рассудочная деятельность - начальная стадия мышления, один из способов приспособления к изменяющимся условиям жизни, высшая форма приспособления. Благодаря рассудочной деятельности человек может не только действовать, но и предвидеть изменения условий среды в результате своей деятельности, вносить корректировку в свои действия. При рассудочной деятельности временные связи формируются спонтанно, путем догадки, а не после длительного повторения, она строится на обобщении прошлого опыта, помогает человеку формировать свое поведение.

4. Почему в ходе выработки навыка временно ухудшаются результаты?
Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.

Вопросы
1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врождённым, а какие — к приобретённым?
Врождённые программы поведения — безусловные рефлексы, инстинкты. Безусловные рефлексы «обобщают» исторически (филогенетически) сложившийся видовой опыт и способствуют удовлетворению основных потребностей, то есть продолжению жизни. Инстинкт, подобно всем рефлексам, вызывается комплексом внешних и внутренних причин и представляет цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.
Приобретённые программы поведения – условные рефлексы, рассудочная деятельность. Условные рефлексы не наследуются, являются индивидуальными, то есть формируются у каждого организма на основе его конкретного жизненного опыта. При рассудочной деятельности временные связи формируются спонтанно, путем догадки, а не после длительного повторения, она строится на обобщении прошлого опыта, помогает человеку формировать свое поведение.

2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков – это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, таких как продолжение жизни, пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.

3. Что такое инстинкт?
Инстинкт – цепочка безусловных рефлексов, вызванная комплексом внешних и внутренних причин, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.

4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Механизм запечатления (импринтинга) – причина такого явления. Запечатление — свойство новорождённых животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты.
У инкубаторских утят, после того как они вылупились из яйца и сформировался зрительный анализатор, возникает рефлекс следования. Они запечатлевают первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним по пятам. Это может быть курица, человек, ботинки, спичечный коробок и другое. Такое состояние продолжается довольно короткое время, всего 13—16 ч.

5. Объясните, почему условные рефлексы получили такое название.
Условные рефлексы получили такое название из-за того, что они могут образовываться только при выполнении определённых условий:
• необходимо неоднократное сочетание исходно незначимого стимула и врождённого рефлекса;
• незначимый стимул должен опережать начало врождённого рефлекса (если собаке сначала дать пищу, а потом зажечь лампочку, условный рефлекс не образуется);
• важно, чтобы центральная нервная система находилась в бодром, работоспособном состоянии;
• должны отсутствовать различные посторонние раздражители.

Задания
1. Примером динамического стереотипа может быть письмо и чтение. Нередко мы пишем под диктовку, пропуская звуки, которые слышатся, но не пишутся, либо проставляя те, что не слышатся, но пишутся. Вспомните, как вырабатывался у нас этот динамический стереотип.
Во время учёбы сначала вырабатывалась связь между звуком и соответствующей буквой, потом между слогом и его графическим изображением, наконец между словами и их написанием. Смысл слова становится ясным лишь после того, как написаны (или прочитаны) все буквы. Если в основе написания каждой буквы лежит условный рефлекс, то в основе написания слова лежит динамический стереотип, поскольку смысл слова (подкрепление) становится понятным, когда все буквы написаны. Но всё это было лишь тогда, когда мы учились читать, теперь нам достаточно прочесть начало слова или даже начало фразы, чтобы уловить смысл текста. Начальные стимулы приводят в движение всю цепочку.

2. Обобщите изученный материал о безусловных и условных рефлексах. Выберите критерии сравнения. Составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов».
Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Передаются по наследству Не наследуются
Характерны для всех представителей данного вида Являются индивидуальными
Постоянны, не затухают в течение жизни Непостоянны, могут исчезать и возникать заново
Рефлекторные дуги постоянны, проходят через спинной мозг или ствол головного мозга Рефлекторные дуги формируются в течение жизни, проходят через кору больших полушарий
При повреждении коры больших полушарий сохраняются При повреждении коры уже существующие условные рефлексы нарушаются, а новые не формируются
Возникает на строго определённый раздражитель Образуются на базе безусловных

3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о работе австрийского учёного Конрада Лоренца.
Конрад Лоренц (1903—1989) – австрийский учёный, лауреат Нобелевской премии. Открыл механизм запечатления (импринтинга), был одним из основателей этологии — науки о поведении животных.
Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.
По своим научным взглядам Лоренц был последовательным эволюционистом, сторонником теории естественного отбора.
Ниже приведены некоторые выводы Лоренца.
Спонтанность агрессии
Проанализировав поведение многих видов животных, Лоренц подтвердил вывод Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в небольших изолированных коллективах людей, ситуация в которых иногда доходит до убийства по ничтожному поводу даже лучшего друга.
Переадресация агрессии
Если агрессия всё-таки вызвана внешним раздражителем, то она выплёскивается не на раздражитель (скажем, особь, находящуюся выше в иерархии), а переадресуется особям, находящимся ниже в иерархии или неодушевлённым предметам.
Равновесие между вооружением и моралью

Проанализировав поведение более чем 50 видов, Лоренц сделал вывод, что у сильно вооружённых видов эволюционный отбор выработал также сильную врождённую мораль — инстинктивный запрет применять всё своё вооружение во внутривидовых стычках, в особенности если побеждённый демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооружённые виды имеют слабую врождённую мораль, поскольку сильная врождённая мораль таким видам эволюционно ни к чему. Человек — это от природы слабо вооружённый вид (нападающий мог только поцарапать, неопасно ударить, укусить или душить, а жертва имела достаточно возможностей убежать). С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооружённым видом на Земле, а мораль осталась на прежнем уровне.

4. Опираясь на знания, полученные из предыдущих курсов биологии, предположите, для представителей каких групп животных условные рефлексы имеют наибольшее значение.
Для всех, у кого есть кора головного мозга, так как все условные рефлексы замыкаются в нейронах коры. А это все позвоночные: рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением