Ответы на вопросы и задания §53 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§53. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности
1. В чём состояло открытие И. М. Сеченова?
Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу ниже расположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.
2. Какие закономерности в работе головного мозга были открыты И. П. Павловым?
И. П. Павлов установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Это врождённые рефлексы, названные им безусловными, и рефлексы, выработанные уже после рождения, в процессе жизни, названные им условными. Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами.
3. Отчего мы не замечаем ошибки в деталях при восприятии хорошо знакомых объектов?
Мы не замечаем ошибки в деталях при восприятии хорошо знакомых объектов, так как не ожидаем их там увидеть.
4. Какое отношение к этому имеет открытое А. А. Ухтомским явление доминанты?
Доминанта проявляет себя в самых различных ситуациях. Тут же с явлением доминанты как раз и связаны некоторые иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть.
Вопросы
1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Условные рефлексы возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами.
2. В результате чего условный рефлекс угасает?
В результате неподкрепления условного рефлекса происходит его угасание. Например, человек научился играть на пианино, но потом перестал заниматься. Постепенно умение игры на пианино угаснет, так как нет повторения.
3. Что такое доминанта?
При усилении какой-либо потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942) назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.
4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминанта проявляет себя в самых различных ситуациях. Например, когда мы сильно увлечены делом, то не слышим, как к нам обращаются, забываем, что происходит вокруг. И нередко это способствует успешному результату. С явлением доминанты связаны некоторые иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть.
Доминанта дает возможность сосредоточиться на какой-либо деятельности.
5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
Это связано с законом взаимной индукции. Он заключается в том, что очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения. Например, сторожевая собака, спокойно поглощавшая свою порцию корма, вдруг заметила приближение чужого человека. Она начинает лаять, рваться с цепи. Возникший очаг более сильного возбуждения затормаживает пищевой центр. В результате слюна перестаёт выделяться, и собака временно забывает о корме.
6. Какова связь доминанты с потребностями?
При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Такой механизм временного господства возбуждения называется доминантой.
Задания
1. Рассмотрите рисунок 148, Б. Его можно воспринимать по-разному: либо как два профиля, смотрящих друг на друга (они чёрные), либо как вазу (она белая), которую окружает чёрный фон. Попробуйте найти оба изображения. Если это удастся, вы будете видеть то профили, то вазу, поскольку одно восприятие затормаживает другое. Назовите закон, который здесь проявляется. Происходит ли то же самое с другими фигурами?
Рис. 148. Двойственные изображения: Б — ваза — два профиля.
Здесь проявляется закон взаимной индукции. Торможение одного образа по закону взаимной индукции будет вызывать другой, конкурирующий. То же самое происходит и с другими фигурами на рисунке 148.
2. Если животное оказывается в незнакомой обстановке, оно на некоторое время замирает. Это пассивно-оборонительный рефлекс. Потом он сменяется ориентировочным рефлексом — обнюхиванием и рассматриванием незнакомых предметов. Эти безусловные рефлексы неоднократно сменяют друг друга. В чём их биологический смысл?
Первый рефлекс помогает животному сориентироваться, также у него шоковое состояние от незнакомых вещей.
Обнюхивание помогает животному с ориентировкой, так как не все животные хорошо видят и, нюхая предметы, они узнают о них дополнительную информацию.
Смысл всех рефлекторных поведений в самосохранении.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением