Ответы на вопросы и задания §52 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §52. Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы1. Как функционирует орган равновесия?Ориентация тела в пространстве...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§52. Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы
1. Как функционирует орган равновесия?
Ориентация тела в пространстве осуществляется вестибулярным аппаратом. Он находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трёх взаимоперпендикулярных направлениях. Это соответствует трём измерениям пространства (высоте, длине, ширине) и позволяет определять положение и перемещение тела в пространстве.
Рецепторы вестибулярного аппарата — это волосковые клетки. Они расположены в стенках мешочков и полукружных каналов. Мешочки заполнены густой жидкостью с небольшими кристалликами солей кальция. Если голова находится в вертикальном положении, давление приходится на волоски клеток, находящихся на дне мешочка. Если положение головы меняется, давление смещается на его боковые стенки.
Полукружные каналы представляют собой, как и мешочки, замкнутые резервуары с жидкостью. При вращательных движениях тела жидкость в определённом канальце либо отстаёт в движении, либо продолжает двигаться по инерции, приводя к отклонению чувствительных волосков и возбуждению рецепторов.
От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. На уровне среднего мозга центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Этим, в частности, и объясняется иллюзия движения предметов по кругу, после того как мы прекращаем вращение.
Вестибулярные центры тесно связаны с мозжечком и гипоталамусом, из-за чего при укачивании у человека теряется координация движения и возникает тошнота. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга. Его участие в осуществлении сознательных движений позволяет управлять телом в пространстве.

2. Почему мышечное чувство и кожная чувствительность неотделимы при осязании?
Мышечное чувство и кожная чувствительность неотделимы при осязании, так как, действуя вместе, они могут дать более полную информацию о размерах, форме, поверхности, плотности и о других свойствах предмета.

3. Как действуют анализаторы вкуса и обоняния?
Анализаторы вкуса. В слизистой оболочке языка находятся небольшие возвышения — вкусовые сосочки, имеющие грибовидную, желобовидную или листовидную форму. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием — порой. Она ведёт в небольшую камеру, на дне которой располагаются вкусовые рецепторы. Они представляют собой волосковые клетки, волоски которых погружены в жидкость, заполняющую камеру.
Когда пища оказывается во рту, она растворяется в слюне, и этот раствор попадает в полость камеры, воздействуя на реснички. Если рецепторная клетка реагирует на данное вещество, она возбуждается, и информация в виде нервных импульсов поступает в мозг.
Анализаторы обоняния. Обонятельные рецепторы находятся в слизистой оболочке верхних носовых раковин. Это нейроны, короткий отросток которых выходит на поверхность слизистой и заканчивается пучком ресничек.
При вдыхании воздуха молекулы пахучих веществ растворяются в слизи, покрывающей носовую полость, и взаимодействуют с ресничками рецептора. В клетках возникает нервный импульс, распространяющийся в центральную нервную систему по длинным отросткам — аксонам. Аксоны обонятельных рецепторов образуют обонятельные нервы.
Центральный отдел обонятельного анализатора — обонятельная кора расположена на внутренней и нижней поверхности больших полушарий в передней её части. Там происходит формирование целостного обонятельного ощущения.

4. Как устанавливается ложность иллюзорных восприятий?
Иллюзорные восприятия корригируются практикой. Например, мы обычно переоцениваем верхнюю часть фигуры: она кажется больше. Чтобы убедиться в этом, откройте страницу в книге, где есть цифра восемь. Оба кружка её кажутся одинаковыми. Переверните страницу шрифтом вниз, и вы увидите, что верхний кружок восьмёрки (теперь он внизу) кажется мельче.

Вопросы
1. Каково значение вестибулярного анализатора? Как вы думаете, для людей каких профессий наиболее важна корректная работа вестибулярного аппарата?
Участие вестибулярного анализатора в осуществлении сознательных движений позволяет управлять телом в пространстве.
Существует ряд профессий, при которых на функции вестибулярного анализатора постоянно сказываются разнообразные длительные и интенсивные воздействия, что ведет к повышению устойчивости организма к этим воздействиям (пилоты, артисты балета и цирка). Значительные нагрузки воздействуют на вестибулярный анализатор и при космических полетах (космонавты). В состоянии невесомости отсутствуют раздражения вестибулярного аппарата, что может привести к нарушению физиологических функций и ухудшению самочувствия. Велико значение вестибулярного анализатора в занятиях физической культурой и спортом (гимнастика, акробатика, горнолыжный спорт, прыжки в воду, фигурное катание и т.д.).

2. Почему после вращения человеку кажется, что воспринимаемые предметы продолжают движение по кругу?
От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. На уровне среднего мозга центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Этим, в частности, и объясняется иллюзия движения предметов по кругу, после того как мы прекращаем вращение.

3. Какими способами можно тренировать выносливость вестибулярного аппарата?
Существует множество различных способов тренировки вестибулярного аппарата.
Один из них — это резкие повороты головы из стороны в сторону с фиксацией взгляда в конце поворота на одном и том же предмете, желательно отдаленном.
Еще один способ — это вращение вокруг своей оси:
а) с опущенной головой;
б) с поднятой головой и фиксацией взгляда на одной точке;
в) с закрытыми глазами;
г) на корточках с закрытыми глазами.
Вестибулярный аппарат при этом тренируется довольно быстро. Начинать надо с одного — двух оборотов, ежедневно увеличивая количество. Тренировки проводят по нескольку раз в день.
Еще один популярный способ — это кувырки через голову вперед и назад.

4. Что такое мышечное чувство?
В основе мышечного чувства лежит работа специальных рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях и регистрирующих растяжение и степень сокращения мышц. Они постоянно посылают в мозг нервные импульсы, соответствующие положению мышцы.

5. Почему перед выполнением сложного действия важно мысленно представить его во всех деталях и нужной последовательности?
Перед выполнением сложного действия важно мысленно представить его во всех деталях и нужной последовательности, потому что как только человек представляет будущее движение, рецепторы определяют, на какую величину мышца должна сократиться, чтобы это движение осуществилось. Тем самым организм становится более подготовленным к выполнению этого действия.

6. Как взаимодействуют органы вкуса и обоняния?
В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют обонятельные. Вкусовая зона коры большого мозга находится на внутренней стороне височной доли, рядом с обонятельной.

7. Из чего складывается общее ощущение пищи?
В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют обонятельные, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы (если в рот попадёт едкое вещество). Синтез всех этих ощущений и определяет вкус пищи.

Задания
1. Что такое иллюзии? Приведите примеры из своей жизни.
Ложные восприятия называют иллюзиями. Помимо физических, причины их могут быть и психологическими.
Несколько примеров из моей жизни:
1. Находясь в горной местности, я неправильно оценивал оставшиеся до определенных объектов расстояния. Они казались ближе, чем на самом деле.

2. Чайная ложка, погруженная в стакан с водой, казалась надломленной.

3. При рассматривании облаков мне виделись пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п.

2. Нарисуйте прямую вертикальную линию. Попробуйте её разделить пополам, не пользуясь линейкой. Затем измерьте половинки. Почему верхняя чаще оказывается меньше нижней? Как вы считаете, у кого чаще встречается эта ошибка: у людей, знающих или не знающих об этой иллюзии?
Верхняя часть линии или любой другой фигуры чаще оказывается меньше нижней, так как мы обычно переоцениваем верхнюю часть: она кажется больше.
У людей, не знающих об этой иллюзии, ошибки будут чаще.

3. Организуйте и проведите дискуссию на тему «Вкус и обоняние — стражи человеческого здоровья».
Если рассматривать вкус и обоняние как стражей, то можно сказать, что они не дают проникнуть в организм вредным веществам, способным подорвать наше здоровье. Например, благодаря обонянию мы можем понять, является ли свежим тот или иной продукт. Кроме того, эта способность дает нам возможность вовремя услышать утечку газа или отличить воду от уксуса. При этом обоняние тесно взаимодействует со вкусовыми ощущениями: во время приема пищи запах и вкус сливаются, дополняя друг друга. Схожую роль играет и распознавание вкуса – благодаря этой способности мы можем понять, не пропало ли то или иное блюдо. Кроме того, вкус позволяет нам наслаждаться пищей и придумывать разнообразные и полезные сочетания продуктов.
Люди, теряющие способность чувствовать вкусы и запахи в результате травм или заболеваний, жалуются на то, что фактически весь мир теряет яркость и становится тусклым. Специалисты отмечают, что потеря вкуса, агевзия, случается редко. При этом многие люди, считающие, что утратили вкус, на самом деле лишились обоняния.
Потеря обоняния может в короткие сроки погрузить человека в депрессию. Это связано с тем, что человек в значительной степени теряет связь с миром, поскольку обоняние связано, в том числе со способностью узнавать определенные места, людей, а также вызывать конкретные воспоминания. Потеря данного компонента серьезно сказывается на эмоциональной составляющей жизни. Пациенты жалуются, что они не могут почувствовать запах своих детей и своего дома. Без них человек словно находится не на своем месте и выступает не как творец своей жизни, а как сторонний наблюдатель. Также потеря обоняния либо вкуса могут привести к снижению или набору веса. Это связано с тем, что люди не получают удовольствия от еды. По этой причине они могут отказываться от нее или, наоборот, поглощать в больших количествах в надежде, что таким образом смогут хоть что-нибудь почувствовать.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением