Ответы на вопросы и задания §48 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§48. Анализаторы
1. Чем анализатор отличается от органа чувств?
Орган чувств является лишь начальным звеном восприятия. Анализатор – система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нём какого-либо вида информации. Анализаторы состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга.
2. В чём выражена специфичность анализатора?
Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д.
3. Что такое иллюзии и отчего они происходят?
Кажущиеся (ошибочные) изображения называют иллюзиями. Иллюзии вызываются физическими причинами. Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной, поскольку преломление света в воде и в воздухе различно.
4. Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?
Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности. Однако возможны и ошибки, которые связаны с воздействием на рецепторы раздражителей, которые им несвойственны. Например, при механическом раздражении рецепторов глаза (надавливание на глазное яблоко, удар) могут возникать различные световые ощущения, например «искры из глаз».
Вопросы
1. В чём выражается специализация рецепторов и органов чувств?
Специализация рецепторов и органов чувств выражается в способности воспринимать и переводить на язык нервных импульсов только определённый набор раздражений. Но их опознание возможно только в коре большого мозга, где показания всех рецепторов, вызванные раздражением предмета, объединяются в единый образ.
2. Что входит в состав анализаторов?
Анализаторы состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга.
3. Всегда ли наши анализаторы правильно отражают окружающую действительность?
Как правило, анализаторы правильно отражают окружающую действительность. Однако возможны и ошибки, которые связаны с воздействием на рецепторы раздражителей, которые им несвойственны. Например, при механическом раздражении рецепторов глаза (надавливание на глазное яблоко, удар) могут возникать различные световые ощущения, например «искры из глаз».
4. Как вы считаете, достаточно ли знать, в какой области коры больших полушарий происходит анализ ощущений, чтобы определить, какое раздражение (слуховое, зрительное, обонятельное и т.д.) подействовало на организм?
Нет, этого недостаточно, поскольку многие области коры больших полушарий анализируют информацию сразу от нескольких раздражителей.
Кроме того, из-за явления разобщенности и индивидуальности работы каждого мозга, иногда бывает достаточно сложно с уверенностью сказать в какой именно области коры происходят те или иные процессы анализа.
Задания
1. Объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть.
Исправить ошибки восприятия, если они есть, можно при помощи разнообразных медицинских средств, например, при ухудшении зрения можно носить очки или линзы.
2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, найдите материал о разновидностях иллюзий. Подготовьте сообщение или презентацию на эту тему.
Разновидности иллюзий.
Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп, то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы).
Звуковые иллюзии, например, тон Шепарда. Тон Шепарда, названный так по фамилии его создателя Роджера Шепарда, — это звук, образуемый наложением синусоидальных волн, частоты которых кратны друг другу (звуки расположены по октавам). Повышающийся или понижающийся тон Шепарда называется звукорядом Шепарда. Такой звукоряд создает иллюзию бесконечно повышающегося или понижающегося тона, в то время как на самом деле его высота в целом не меняется.
Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке).
Аффективные — возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха, тревоги.
Вербальные — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.
Органические (метаморфопсии) — искаженное зрительное восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения, состояния покоя или движения реально существующего предмета; различают аутометаморфопсии (ощущения изменения величины, формы частей собственного тела) и экзометаморфопсии (нарушения восприятия окружающих предметов); данный вид расстройств восприятия может наблюдаться не только у психически больных, но и у психически здоровых людей с патологией органа зрения.
Иллюзии осознаваемости (воплощенной осознаваемости) — ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда.
Парейдолические (функциональные иллюзии) — особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением