Ответы на вопросы и задания §51 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §51. Слуховой анализатор1. Что общего между зрительным и слуховым анализаторами?Как и зрение, слух даёт возможность воспринимать информацию на значительном...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§51. Слуховой анализатор
1. Что общего между зрительным и слуховым анализаторами?
Как и зрение, слух даёт возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии.

2. Каково строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха?
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней — костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество — ушную серу. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.
Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведёт во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.
Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.
Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями — овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нём имеется два разных органа: орган слуха и орган равновесия — вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

3. Как звуковая волна преобразуется в наружном, среднем и внутреннем ухе?
В наружном ухе барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания. В среднем ухе с помощью слуховых косточек они передаются перепонке овального окна, а через неё — жидкости внутреннего уха.

4. Что происходит в слуховых рецепторах?
После преобразования звуковой волны в наружном, среднем и внутреннем ухе колебания жидкости передаются волокнам основной мембраны, на которой расположены волосковые клетки. Причём высокие звуки вызывают колебания более коротких волокон, а низкие — более длинных. Это приводит к раздражению соответствующих рецепторов слуха. Возникающие в рецепторах возбуждения по нерву поступают в слуховую зону коры большого мозга, где и формируются слуховые ощущения.

5. Как сохранить хороший слух?
1. Необходимо соблюдать гигиену ушей и делать это правильно. Гигиенические процедуры начинают с ежедневного мытья ушей. В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества. Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода и ухудшению слуха. Чистить уши спичкой, булавкой и прочими твёрдыми предметами, чтобы удалить ушную серу, не рекомендуется.

2. При насморке очищать носовые ходы надо поочерёдно, чтобы через слуховые трубы потоки воздуха не прорывались в среднее ухо, когда выход воздуха наружу будет заблокирован. Воспаление слизистой оболочки носа и горла приводит к тому, что слуховая труба заполняется слизью и давление воздуха в среднем ухе не может сравняться с наружным давлением. При этом человек испытывает своеобразное ощущение — заложенность в ушах. Особенно опасно воспаление среднего уха. Оно сопровождается сильной болью и может привести к нарушению подвижности слуховых косточек, снижению слуха. Поражение слуховых рецепторов и слухового нерва может вести к глухоте.

3. Исключить систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие звука, так как это может привести к тугоухости. Длительное пребывание в среде, «загрязнённой» избыточными звуками («звуковой шум»), ведёт к повышению раздражительности, ухудшению сна, головным болям, повышению артериального давления.

Вопросы
1. Каково значение слуха?
Слух даёт возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить.

2. Сравните понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор». В чём их сходство и различие?
Органом слуха является ухо, которое состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховой анализатор тоже состоит из трёх частей: слуховых рецепторов (находятся во внутреннем ухе), слухового нерва и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.

3. Как и куда передаются звуковые колебания от барабанной перепонки?
С помощью слуховых косточек колебания от барабанной перепонки передаются в среднее ухо перепонке овального окна, а через неё — жидкости внутреннего уха.

4. Какое влияние на орган слуха и центральную нервную систему может оказать громкая музыка?
Систематическое воздействие громкой музыки может привести к тугоухости, повышению раздражительности, ухудшению сна, головным болям, повышению артериального давления.

Задания
1. Определение остроты слуха. Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднее. Таким образом найдите свою слуховую чувствительность.
Результат эксперимента зависит от того, как громко тикают часы. В моем случае получился следующий результат:
В момент исчезновения звука расстояние между часами и ухом 250 см.

В момент появления едва заметного звука расстояние между часами и ухом 300 см.
Среднее: (250+300)/2 = 275 (см).

2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, выясните, какие технические или иные приспособления помогают глухим людям. Что такое слухопротезирование?
Глухие люди могут общаться с помощью специальных жестов, некоторые умеют читать по губам. В обычной жизни глухим помогают различные приспособления. Самый известный – слуховой аппарат. Также, например, при нажатии на дверной звонок по всей квартире начинают мигать лампочки. А для присмотра за маленьким ребёнком используются вибрирующие радио-няни, оповещающие о том, что ребёнок плачет. Существует дактильный переводчик, показывающий слова буквами. Искусственные слуховые косточки имплантируют в среднее ухо в том случае, если глухота вызвана патологией их строения или их отсутствием.
Слухопротезирование – мероприятие, позволяющее улучшить слух человека, с помощью применения слуховых аппаратов или других приспособлений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением