Упр.44 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 44. Внимательно прочитайте текст.В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.Если в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
44. Внимательно прочитайте текст.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится его «перекричать», испугать обвинениями, — это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника — человека, не согласного с его мнением. Более того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы.
Внимательно выслушивая противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника завоёвывает симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
Возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться правил: 1) возражать, но не обвинять;
2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы; спор нужно доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем утверждении следует остановиться особо.
Если вы с самого начала ведёте спор вежливо, без заносчивости, то вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника.
Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы призываете к уступчивости и противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
Признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту, только чтобы ему понравиться, или из трусости, из карьерных соображений и т. д. Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками.
(По Д. Лихачёву)
1. Определите тему текста.
Тема текста – это правила ведения спора, которые включают в себя вежливость, внимание к мнению оппонента, умение слушать и задавать уточняющие вопросы, а также признание правоты оппонента в случае необходимости.
2. На какие логико-смысловые части его можно разделить? Какие качества человека, по мнению автора, обнаруживаются в споре? В чём это проявляется?
На какие логико-смысловые части его можно разделить?
Текст можно разделить на следующие логико-смысловые части:
1. Введение в тему спора и качеств, проявляющихся в нём.
2. Описание поведения умного и вежливого спорщика: внимательное выслушивание, уточнение позиций, возражение без обвинений.
3. Правила спора: возражать, не отклоняться от темы, не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника.
4. Важность признания правоты противника в некоторых случаях.
5. Заключение о красоте признания правоты противника и уважении к оппоненту.
Какие качества человека, по мнению автора, обнаруживаются в споре? В чём это проявляется?
По мнению автора, в споре проявляются следующие качества человека:
1. Интеллигентность проявляется в умении вести дискуссию культурно, без агрессии и оскорблений.
2. Логичность мышления выражается в способности аргументировать свою позицию, приводить доводы и факты.
3. Вежливость заключается в уважительном отношении к оппоненту, даже если вы не согласны с его точкой зрения.
4. Умение уважать людей проявляется в готовности выслушать мнение другого человека, даже если оно отличается от вашего.
5. Самоуважение выражается в способности признавать свои ошибки и правоту оппонента, если это обосновано.
Эти качества проявляются через внимательное отношение к мнению оппонента, стремление понять его точку зрения, готовность признать свою неправоту или правоту оппонента, если это соответствует действительности.
3. Что, по мнению Д. Лихачёва, для участников спора самое сложное? Какие пути решения этой проблемы рекомендует автор?
По мнению Д. Лихачёва, самое сложное для участников спора – это признание полной или частичной правоты соперника и умение уступить. Автор предлагает несколько путей решения этой проблемы:
1. Вести спор вежливо и с уважением с самого начала.
2. Признавать правоту оппонента только тогда, когда дело касается не общих убеждений и не нравственных принципов спорящего.
3. В случае победы в споре принимать её с достоинством, спокойно, не оскорбляя оппонента.
4. Напишите сочинение в формате ЕГЭ.
Сочинение
В предложенном тексте поднимается важная тема культуры спора, которая актуальна в современном обществе. Автор подчёркивает, что в споре проявляются такие качества человека, как интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Он обращает внимание на то, что важно не только стремиться к победе над оппонентом, но и уметь выслушать его, задать дополнительные вопросы, чтобы лучше понять его позицию.
Автор выделяет три основные цели, которые достигаются благодаря внимательному отношению к мнению оппонента: предотвращение недоразумений, завоевание симпатий среди наблюдателей и возможность обдумать свои возражения. Он также подчёркивает важность соблюдения определённых правил в споре, таких как воздержание от обвинений, уважение к мотивам убеждений оппонента и недопущение отклонения от темы.
Особое внимание уделяется признанию правоты оппонента в случае необходимости. Автор считает, что это не только признак уважения к оппоненту, но и способ смягчения крайностей его позиции. Однако такое признание должно быть основано на объективных аргументах и не должно противоречить общим убеждениям и нравственным принципам.
Я полностью согласна с позицией автора относительно важности культуры спора в современном обществе. В эпоху информационного шума и разнообразия мнений умение вести конструктивный диалог, основанный на взаимном уважении и стремлении к пониманию, становится ключевым навыком для каждого человека.
Автор убедительно показывает, что в споре проявляются не только интеллектуальные способности, но и моральные качества личности. Умение слушать и слышать оппонента, задавать уточняющие вопросы и признавать правоту собеседника, когда это обосновано, являются признаками высокой культуры и интеллекта.
Особенно важным представляется акцент на том, что признание правоты оппонента должно основываться на объективных аргументах и не противоречить общим убеждениям и нравственным принципам. Это подчёркивает значимость критического мышления и способности анализировать информацию, не поддаваясь эмоциям и предвзятости.
Таким образом, текст призывает к культуре спора, основанной на уважении к оппоненту, стремлении к пониманию его точки зрения и готовности признать свою неправоту или правоту оппонента, если это обосновано. Это способствует развитию критического мышления, умения слушать и понимать других, а также формированию уважительных отношений между людьми.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением