Параграф 46 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 46. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.Каковы были особенности формирования политической системы Российской Федерации?К особенностям...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 46. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Каковы были особенности формирования политической системы Российской Федерации?
К особенностям формирования российской политической системы можно отнести конфликт исполнительной и законодательной ветвей власти, формирование многопартийности и ликвидацию советской системы.
Определите цели, методы и итоги действий участников событий сентября—октября 1993 г. в Москве.
Цель Ельцина: установление президентской республики
Цель членов Верховного совета: установление парламентской республики
Методы: силовые
Итоги:
- арест членов Верховного совета и его роспуск
- принятие новой Конституции
- укрепление положения Ельцина
Что такое принцип разделения властей. Как он реализуется в Конституции 1993 г.?
Принцип разделения властей заключается в том, что демократический режим может установиться в государстве лишь при условии, что функции государства выполняют независимые друг от друга государственные органы. Он предполагает разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную.
Высшим органом исполнительной власти является правительство. Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Третья ветвь власти — судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

1. Что определяло политическую борьбу в 1992—1993 гг.? Каким образом решался вопрос о власти?
Политическую борьбу определял вопрос об основах политического строя. Ельцин выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой является глава государства. Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить положение Конституции РСФСР о полновластии Советов как источника всей власти — законодательной, исполнительной и судебной. В центре новой политической системы должен был находиться Верховный Совет.
Вопрос о власти решался силовыми методами.
2. Охарактеризуйте результаты событий сентября—октября 1993 г.
- арест членов Верховного совета и его роспуск
- принятие новой Конституции
- укрепление положения Ельцина
3. Познакомьтесь с текстом Конституции РФ. Выявите отличия Конституции 1993 г. от предыдущего Основного закона нашей страны.
Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти. Конституция 1993 г. закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Третья ветвь власти — судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.
Конституция провозгласила права человека высшей ценностью. В соответствии с Конституцией все граждане могут свободно выражать свои мысли, свободно выбирать власть в стране, реализовывать свои творческие и предпринимательские планы.
4. Расскажите о становлении многопартийности в России. Определите положительные и негативные тенденции этого процесса.
Указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. деятельность КПСС была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии. Значительным авторитетом и влиянием в начале 1990-х гг. пользовались либеральные партии. Либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил. ЛДПР во главе с В. В. Жириновским сумела найти свой устойчивый электорат. Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995—2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли партией власти.
К положительным последствиям многопартийности можно отнести развитие политической конкуренции, что способствовало отражению взглядов разных групп населения. К отрицательным последствиям можно отнести ослабление власти и отсутствие единства.
5. Назовите результаты политического развития страны в 1990-е гг.
Главным событием политической жизни страны стало формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм. Началось формирование независимой от высших органов власти системы местного самоуправления. Государственные и местные органы власти впервые стали избираться путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом стала многопартийность.
Однако центральная власть в стране была слабой и малоэффективной. В тяжёлом положении оказалась армия. Создалась угроза территориальной целостности страны. Самопровозглашённый Конгресс народов Ичкерии и Дагестана объявил своей целью создание исламского халифата от Чёрного до Каспийского моря.

1. Назовите причины конфликта между исполнительной и законодательной властью в начале 1990-х гг.
- провал экономических реформ Гайдара
- желание Верховного Совета сохранять идеи перестройки
- идеи Ельцина о дальнейшей либерализации
- непризнание Ельциным действий Верховного Совета
2. Оцените возможные последствия осуществления идеи Г. Э. Бурбулиса (1992) о том, что «Советы как представительный орган власти в их сегодняшнем содержании — рудимент старой системы. Реформы могут быть осуществлены только при достаточно жёсткой структуре президентства. В неё должны войти и новые органы представительной власти».
К возможным последствиям идей Бурбулиса можно отнести концентрацию большого количества власти в руках президента, отсутствие реального разделения властей.
3. Узнайте, принимали ли участие члены вашей семьи во всенародном голосовании в 1993 г. по Конституции РФ и выборах 1990-х гг. Сравните полученные ответы с мнением историка А. Колесникова, что «индекс симпатий либерализму в России практически невозможно выявить. Избиратели голосовали не за программу: ее никто в глаза не видел, а за ярких политических деятелей».
Моя семья принимала участие в данном голосовании. Они действительно голосовали за либералов, что подтверждает слова Колесникова.
4. Из курса Новой истории вспомните значение понятия «термидор». Можно ли политическую систему России в 1993—1996 гг. определить как «термидор»? Ответ аргументируйте.
Термидором называют термидорианский переворот, в результате которого была ликвидирована якобинская диктатура и был положен конец Французской революции. Я не думаю, что политическую систему можно назвать “термидором”, потому что Верховный совет выступал за сохранение старых порядков.
5. Выскажите своё отношение к мнению одного из журналистов: если бы не было таких решительных действий Б. Н. Ельцина в 1993 г., то «в результате настоящей гражданской войны погибли бы десятки тысяч людей. Но есть моменты в истории, когда необходимо прервать осуществление демократических процедур, чтобы не скомпрометировать ту же демократию в стране на много лет вперёд».
Я согласна с мнением журналиста, потому что события 1993 года действительно могли разжечь гражданскую войну между сторонниками президента и верховного Совета. Поэтому Ельцин принял такое решение. Оно не только сохранило человеческие жизни, но и дало возможность проводить дальнейшие реформы.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.