Упр.38 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)
Решение #2 (Учебник 2014)
Решение #3 (Учебник 2014)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте текст и определите, к какой функциональной разновидности языка он принадлежит. Своё мнение обоснуйте.
В Древней Руси особый, тайный смысл видели в имени ч..ловека. Оно было верным пр..знаком общественного пол..жения его н..сителя. Князья, бояре, духовенство, горожане и крестьяне отл..чались друг от друга не только по образу жизни, но даже по именам.
Представители знати очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Имя должно было напоминать о славных предках. Большинство княжеских имён представляло собой сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным. Вторыми элементами этих имён, как правило, были -слав, то есть славный (Ярослав, Вячеслав, Святослав, Вышес-лав и др.), -мир со значением большой, славный (Остромир, Велимир, Владимир) или -волод, владеющий, богатый (Всеволод). Скандинавские имена, такие, как Игорь (молодой), Олег (святой), Рюрик, Глеб, были также весьма популярны среди членов княжеских семейств.
А вот уменьшительные формы древнеславянских сложных имён, например Добрыня, Добрило (от Доброс-лав или Доброгость), Путило (от Путислав), Жидята (от Жидислав), имели большую популярность и могли использоваться, как и другие одноосновные имена (Крас, Завид, Бразд, Кобяк, Малюта), для называния людей, не относящихся к княжескому роду, и даже простолюдинов.
(По Б. Унбегауну)
Стиль текста: научно-популярный. Текст содержит научные сведения, адресованные для широкого круга читателей; научная информация представлена в простой и доступной для каждого читателя форме
Выполните задания.
А
1. Выпишите из текста примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
- человека
- бояре
- внимательно
- элементами
- богатый
- Скандинавские
- популярны
2. Спишите первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы.
В Древней Руси особый, тайный смысл видели в имени человека. (словарное слово) О но было верным признаком (словарное слово) общественного положения (чередование -лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) его носителя. (проверочное слово: носит) Князья, бояре, духовенство, (проверочное слово: духовный) горожане (проверочное слово: город) и крестьяне (проверочное слово: крест) отличалась (проверочное слово: отличие) друг от друга не только по образу жизни, но даже про именам.
3. Что вы знаете о своём имени? Что оно означает?
Мария - имя, имеющее библейское происхождение. Оно произошло от древнееврейского имени Мириам и означает «желанная», «горькая», «безмятежная». Иногда его переводят как «отвергнутая», «печальная». В христианской традиции имя означает «госпожа», так как это имя носила мать Иисуса Христа.
Б
1. Выпишите из текста примеры слов с нулевым окончанием.
- смысл
- друг
- имён
- Ярослав
- Вячеслав
- Святослав
- Вышеслав
- Остромир
- Велимир
- Владимир
- Всеволод
- Игорь
- Олег
- Рюрик
- Глеб
- семейств
- Доброслав
- Путислав
- Жидислав
- популярность
- Крас
- Завид
- Бразд
- Кобяк
3. Каково происхождение вашего имени?
Имя Станислав имеет славянское происхождение и происходит от двух слов - «становиться» и «слава». Следовательно, имя Станислав означает «ставший славным», «установивший славу».
Определите, какими способами образованы данные слова. Запишите слова в таблицу, вставляя пропущенные буквы.
Приставочный
проверить
Суффиксальный
лесник
Приставочно- суффиксальный
подоконник
Бессуффиксный
синь
Переб..жать, по..стаканник, удар, тишь, грубоватый, предобрый, з..плыв, сам..вар, бе..чувственный, лётчик, красненький, переплё..чик, преподаватель, учитель, выт..реть, вод..провод, желез..бетон, разб..жаться.
Каким способом образованы слова, которые не попали в таблицу? Выпишите их. Приведите свои примеры слов, образованных таким же способом.
Ответ 1
• Перебежать – проверочное слово бег;
• Подстаканник – нет приставки пот-;
• Заплыв – нет приставки зо-;
• Самовар – соединительная гласная о;
• Бесчувственный – после приставки стоит глухая ч;
• Переплётчик – переплёты;
• Вытереть – корень с чередующейся гласной, после корня нет суффикса -а-;
• Водопровод – соединительная гласная о;
• Железобетон – соединительная гласная о;
• Разбежаться – проверочное слово бег.
Ответ 2
- перебежать (проверочное слово: бег) > бежать (приставочный способ)
- подстаканник (неизменяемая приставка под-) > стакан (приставочно-суффиксальный способ)
- ударo > ударить (бессуффиксный способ)
- тишьo > тихий (бессуффиксный способ)
- грубоватый > грубый (суффиксальный способ)
- предобрый > добрый (приставочный способ)
- заплывo (неизменяемая приставка за-) > заплывать (бессуффиксный способ)
- самовар (соединительная гласная о перед твёрдым согласным) > сам варит (соединение с суффиксацией)
- бесчувственный (приставка перед основой на глухой согласный) > чувство (приставочно-суффиксальный способ)
- лётчик > лететь (суффиксальный способ)
- красненький > красный (суффиксальный способ)
- переплётчик (проверочное слово: летать) > переплетать (суффиксальный способ)
- преподаватель (проверочное слово: преподать) > преподавать (суффиксальный способ)
- учитель > учить (суффиксальный способ)
- вытереть (чередование -тир-/-тер-, после корня нет суффикса -а-) > тереть (приставочный способ)
- водопровод (соединительная гласная о перед твёрдым согласным) > воду + проводить (соединение основ)
- железобетон (соединительная гласная о перед твёрдым согласным) > железо + бетон (соединение основ)
- разбежаться (проверочное слово: бег) > бежать (приставочно-суффиксальный способ)
В таблицу не попали следующие слова:
- самовар
- водопровод
- железобетон
Данные слова образованы способом сложения.
Свои примеры слов:
- звукорежиссёр
- буревестник
- пароход
- садоводческий
- первооткрыватель
- белоснежный
- землепроходец
- рыболов
- звездочёт
- старшеклассник
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением