Упр.377 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Вспомните определения следующих литературоведческих понятий: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение. В случае затруднений обратитесь к словарям, энциклопедиям. Назовите, какие изобразительно-выразительные средства русского языка использованы авторами поэтических текстов. Аргументируйте своё мнение. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.
1) В саду г..рит к..стёр р..бины красной. (С. Есении) 2) В сто сорок со(?)нц закат пылал в июль катилось лето. (В. Маяковский) 3) Как дерево р..няет тихо листья так я р..няю грус(?)ные слова. (С. Есенин) 4) Полноч(?) в моё городское окно входит с ночными д..рами (А. Твардовский). 5) Луна хохотала как клоун. (С. Есенин) 6) От вёсел к берегу кудрявый след б..жал (А. Фет). 7) Отг..ворила роща з..лотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин).
Метафора – это приём, при котором одно слово или выражение используется вместо другого с целью передать сходство или ассоциации между ними, не прибегая к прямому сравнению (скрытое сравнение).
Эпитет – образное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение. Чаще всего это красочные определения, выраженные прилагательными.
Сравнение – художественное средство выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий. Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами как, как будто, будто, словно, точно, что.
Гипербола – это стилистическая фигура или художественный приём, который заключается в намеренном преувеличении.
Олицетворение – это средство художественной выразительности, перенос человеческих качеств на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия.
1) В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин) (Метафора: автор сравнивает ярко красный цвет ягод рябины с костром.)
2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето. (В. Маяковский) (В сто сорок солнц – гипербола: преувеличение, отражающее силу летней жары. Закат пылал – метафора: сравнение цвета закатного неба с огнём. В июль катилось лето – метафора -сравнение июля с колесом.)
3) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин) (Сравнение: сопоставление явления природы и внутреннего состояния героя. Олицетворение: дерево, как чивое, роняет листья. Метафора: я роняю слова, выражение использовано в переносном смысле. Эпитет: грустные слова, это образное определение.)
4) Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский) (Олицетворение: полночь входит, автор переносит свойство одушевлённого предмета – умение ходить – на неодушевлённый. С ночными дарами – метафора, выражение имеет переносное значение.)
5) Луна хохотала, как клоун. (С Есенин) (Луна хохотала -олицетворение: перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. сравнение яркой полной луны с хохочущим клоуном. Сравнение: луна сравнивается с клоуном.)
6) От вёсел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет) (След бежал - олицетворение: перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Кудрявый след – эпитет: это образное определение.)
7) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Есенин) (Олицетворение: отговорила роща, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Роща золотая; берёзовым, весёлым языком – эпитеты: это образные определения.)
Спишите. Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены буквы. Сформулируйте правило написания букв е и и в окончаниях существительных.
1) В одном мест.., около плантац.., вдоль тропинк.. толстый ствол упавшего дерева. На стороне, обращённой к деревн... было вырублено несколько фигур. (Н. Миклухо-Маклай) 2) Я отправился из деревн.. по тропинк.. (Н. Миклухо-Маклай) 3) Быстрые реки текут в каждом ущель.. . (В. Пржевальский) 4) Машина проносилась по возвышенност.. . 5) В безмолви.. погас звенящий зной. (А. Серафимович) G) Кто-то пробежал по главной алле.. . (Б. Полевой) 7) Вошёл молодой кондуктор в белом кител.. . (В. Вересаев) 8) В кабинет.. Татьян.. Маркова.. стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное ресьбой бюро с зеркалом. (И. Гончаров) 9) Мы вышли с просёлка, где ноги вязли в расползавшейся почв.., на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест. (В. Гаршин)
Окончание -е пишется:
– у сущ. 1 скл. в Д. п. и П. п. (кроме сущ. на -ия);
– у сущ. 2 скл. в П. п. (кроме сущ. на -ий, -ие).
Окончание -и (-ы) пишется:
– у сущ. 1 скл. в Р. п.;
– у сущ. 3 скл. в Р. п., Д. п. и П. п.;
У сущ. ж. р. на -ия в Р. п., Д. п. и П. п. ед. ч., а также у сущ. м. р. на -ий и у сущ. ср. р. на -ие в П. п. пишется на конце -ии.
1. Дерева3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – дерево.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ср. р.;
– 2 скл.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в Р. п.
5. Дополнение.
1. (По) тропинке3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – тропинка.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ж. р.;
– 1 скл.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в Д. п.
5. Дополнение.
1. (По) возвышенности3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – возвышенность.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ж. р.;
– 3 скл.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в Д. п.
5. Обстоятельство.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением