Упр.381 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2019)
Решение #4 (Учебник 2019)
Решение #5 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Вспомните функции, языковые особенности научного стиля, в каких сферах речевой деятельности к нему обращаются, в каких речевых жанрах он используется. Приведите конкретные примеры. Прочитайте текст, определите главную авторскую идею, составьте план. Подготовьте доклад на основе приведённого ниже текста Г. Л. Хабургаева, упр. 362 и самостоятельно найденного дополнительного материала на тему: «История буквы „ять“ в азбуке Кирилла и Мефодия». Помните, что доклад должен звучать не более 10 минут. При желании можете подготовить презентацию.
«Ять» в русском языке
Если вам попадалась в руки книга, изданная в XIX или в начале XX столетия, то вы, конечно, обратили внимание, что многие слова в ней напечатаны с отсутствующей в современном алфавите буквой («ять»). В словах она передавала тот же звук, что и буква е, и тогдашним гимназистам приходилось тратить немало усилий, чтобы запомнить, в каких словах надо писать не е, а.
Орфографическая реформа 1917 года избавила школьников от «проблемы» правописания: она отменила эту букву как лишнюю в русской азбуке. Но когда и почему появилась в нашем алфавите эта «лишняя» буква? Зачем она была нужна?
Мы пользуемся алфавитом, который продолжает традиции древней славянской азбуки, изобретённой в середине IX века первым славянским просветителем Константином Солунским (получившим в монашестве имя Кирилл). Одна из букв этой азбуки получила название «ядь» (в древней азбуке каждая буква имела свое название: «аз», «буки», «веди» и т. д.); она обозначала гласный, звучавший в солунском диалекте примерно так, как мы сейчас произносим гласный в слове пять [п'ат’], следовательно, совсем не так, как звучал гласный, обозначавшийся буквой е, которая называлась «есть».
На рубеже IX—X веков азбука Константина-Кирилла (её называют глаголицей) была усовершенствована; новый вариант азбуки известен под названием кириллицы. В кириллице буква «ядь» — «ять» приобрела своё начертание.
В X веке вместе с христианством на Руси стали распространяться богослужебные книги, написанные кириллицей (в основном их привозили из древней Болгарии). Древнерусские книжники сохраняли употребление буквы, хотя и с некоторыми особенностями. Особенности эти заключались в том, что писалась очень последовательно (без ошибок) в словах, которые одинаково были свойственны как древнерусскому, так и древнеболгарскому языку. А вот в словах древнеболгарского происхождения писцы ошибались и вместо нередко писали е. Например, слова бргъ, срда, млко и т. п. (по-древнерусски: берегъ, середа, молоко) могли написать и брегъ, среда, млеко. Это значит, что древнерусские книжники употребляли для обозначения гласного, не совпадавшего с тем, который произносился в древнеболгарском, а поэтому в словах, не свойственных их родной речи, правописание буквы 1> нельзя было «проверить» живым произношением, и она в этих случаях смешивалась с е. Но как. же произносили гласный, обозначавшийся буквой , в древнерусском языке?
Замечательный русский языковед начала XX века Л. Л. Васильев «вычислил» звуковое значение древнего , анализируя записи диалектной речи, сделанные в середине XIX века А. С. Машкиным. Автор записей не был филологом; он интересовался устным народным творчеством и записывал песни, сказки, поговорки обоянских крестьян, стараясь по возможности передать особенности их произношения. Л. Л. Васильева эти записи интересовали потому, что он обнаружил в них отражение своеобразной системы произношения гласных в безударных слогах. Машкин записал: рыка, вилять («они велят»), зилгля, систра, но: на ряку, вялю, к зямлй, сястры.
Здесь обнаруживается следующая закономерность: если под ударением [а] (после мягкого согласного он изображается буквой «я»: земля), то в 1-м предударном слоге [и], а если под ударением не [а] ([и], [ы], [у]), то в 1-м предударном слоге [а]. <...> Он [А. С. Машкин] сделал вывод, что в эпоху формирования диссимилятивного яканья букве I» соответствовал гласный, очень близкий к и, возможно произносившийся как [йе]. В ходе обследования русских диалектов такое произношение действительно было зафиксировано в говорах верхнего Дона, во многих говорах русского Севера и даже в Подмосковье (например, в Зарайском районе). <...>
В большинстве говоров гласный [ис] был постепенно утрачен: в одних говорах он совпал с и (например, в новгородских: бедной, миритъ, сивер и т. д.), в других — се (например, в говорах вокруг Москвы: бедный, мерить, север и т. п.).
Совпадение прежнего [ие] с «чистым» е в старомосковском говоре (который лёг в основу русского литературного языка) должно было превратить букву 1» в лишнюю, ненужную в русском алфавите. Однако она... продолжала употребляться на письме как знак большей мягкости предшествующего согласного в отличие от е. К XIX веку указанная традиция чтения утратилась.
(«Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)»)
Основная функция научного стиля речи — информативная. Он передаёт объективную информацию о человеке, природе, обществе.
Основные особенности научного стиля:
1. Логичность изложения.
2. Обобщённость, точность и объективность информации.
3. Доказательность и насыщенность изложения.
4. Применение терминов и общенаучных слов.
5. Использование слов с абстрактным значением.
6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
7. Больше существительных и прилагательных, меньше глаголов.
8. Сложное построение предложений.
9. Практически не используются средства выразительности и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика.
10. Правильный порядок слов и строгая последовательность изложения.
К научному стилю обращаются в таких сферах научной деятельности, как разнообразные отрасли науки, (точные науки, естественные, гуманитарные и др.), труды учёных и исследователей в различных отраслях науки.
Научный стиль реализуется в жанрах монографии, научной статьи, диссертации, реферата, тезисов, научного доклада, лекции, сообщения на научные темы, рецензии, а также в учебной и научно-технической литературе и т. д
Пример текста научного стиля.
Климатические пояса. Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»). (Из учебника географии)
Главная авторская идея: благодаря сложным исследованиям удалось выяснить, что буква «ять» изначально обозначала звук [ие]. С течением времени звуковое значение буквы «ять» было утрачено, буква стала лишней и была упразднена реформой 1917 – 1918 годов.
«Ять» в русском языке
План
1. В XIX – начале XX веков буква «ять» вызывала большие затруднения.
2. Реформа 1917 года отменила букву «ять».
3. «Ять» – одна из букв древней славянской азбуки IX – X веков.
4. Особенности употребления буквы «ять» древнерусскими книжниками.
5. История «вычисления» звукового значения буквы «ять».
6. Утрата древнего звучания буквы «ять».
7. Превращение «ять» в ненужную букву.
Доклад
История буквы «ять»
В книгах, изданных в ХIХ или в начале ХХ столетия, мы замечаем многие слова, которые напечатаны с отсутствующей в современном алфавите буквой («ять»). Произносилась она как гласный [е], и уже тогда вызывала вопросы: почему один и тот же звук обозначается разными буквами, в каких словах надо писать не «е», а в каких – «ять».
Орфографическая реформа 1917 г. избавила школьников от «проблемы» правописания ь: она отменила эту букву как лишнюю в русской азбуке. Но когда н почему появилась в нашем алфавите эта «лишняя» буква? Зачем она была нужна?
Особенно много проблем эта буква создавала гимназистам. Правила «на ять» приходилось заучивать механически, как сейчас учат формулы дискриминанта или Виета. В «Википедии» мы можем найти список 127 корней, ряда собственных имён, географических названий, спорных написаний с буквой «ять». Эту букву называли «пугалом» или «страшилищем», поскольку ошибки «на ять» считались самыми страшными. Было даже выражение «знать на ять», что означало знать что-либо наилучшим образом. В конце концов эта буква была упразднена орфографической реформой 1917 – 1918 годов, на её месте стали писать букву «е».
Откуда же взялась буква «ять» в русском алфавите? Кто её придумал?
Мы пользуемся алфавитом, который продолжает традиции древней славянской азбуки, изобретенной в середине IХ века первым славянским просветителем Константином Солунским (получивщим в монашестве имя Кирилл). Одна из букв этой азбуки получила название «ядь» (в древней азбуке каждая буква имела свое название: «аз», «буки», «веди» и т. д.); она обозначала гласный, звучавший в солунском диалекте примерно так, как мы сейчас произносим гласный в слове пятое [п’ат’], следовательно, совсем не так, как звучал гласный, обозначавшийся буквой е, которая называлась «есть».
На рубеже IХ – Х веков азбука Константина Кирилла (ее называют глаголицей) была усовершенствована; новый вариант азбуки известен под названием кириллицы. В кириллице буква «ядь» — «ять» приобрела начертание.
В Х веке вместе с христианством на Руси стали распространяться богослужебные книги. написанные кириллицей (в основном их привозили из древней Болгарии). Древнерусские кннжники сохраняли употребление буквы «ять», хотя и с некоторыми особенностями. Особенности эти заключались в том, что («ять») писалась очень последовательно (без ошибок) в словах, которые одинаково были свойственны как древнерусскому, так и древнеболгарскому языку. А вот в словах древнеболгарского происхождения писцы ошибались и вместо («ять») нередко писали «е». Например, слова «брьгь, срьда, млёко» и т. п. (по-древнерусски: «берегъ, середа, молоко») могли написать и «брегь, среда, млеко». Это значит, что древнерусские книжники употребляли («ять») для обозначения гласного, не совпадавшего с тем, который произносился в древнеболгарском, а поэтому в словах, не свойственных их родной речи, правописание буквы («ять») нельзя было «проверить» живым произношением, и она в этих случаях смешивалась с «е». Но как же произносили в древнерусском языке гласный, обозначавшийся буквой («ять»
В текстах XVII века («ять») иногда смешивается с «е» в безударном положении, но никогда – под ударением. Однако в XVIII веке произношение («ятя») стремительно сближалось с произношением буквы «е», и уже В.К. Тредиаковский впервые предложил упразднить эту букву за ненадобностью. Ему возражал М. В. Ломоносов, указывая, что хотя на слух различие весьма тонкое, но оно всё-таки существует и явственно проступает в чтении написанного.
Сохранилось предание, что Николай I обдумывал, не стоит ли упразднить эту букву, но был остановлен замечанием Греча, ответившего на его вопрос о назначении буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных»
В XX веке языковед Л. Л. Васильев «вычислил» звуковое значение древнего («ять») на основе анализа записей диалектной речи, сделанных в середине XIX века. Он пришёл к выводу, что букве («ять») соответствовал гласный, очень близкий к [и]», возможно произносившийся как [ие]. В ходе обследования русских диалектов такое произношение действительно было зафиксировано в говорах верхнего Дона, во многих говорах русского Севера и даже в Подмосковье (например, в Зарайском районе).
В составе алфавита русского языка в России («ять») оставался в употреблении вплоть до реформы русской орфографии в 1918 году, хотя уже к концу XIX века в подавляющем большинстве великорусских диалектов его произношение почти не отличалось от произношения гласной буквы «е». Снова возникает вопрос о проведении реформы азбуки. Проект реформы орфографии Императорская Академия наук подготовила в 1911 году. Над («ять») опять нависла угроза исключения из русского алфавита. Однако Николай II не спешил с крутыми мерами и законсервировал идею учёных.
Очередной проект азбуки был подготовлен после Февральской революции 1917 года и завершился в 1918 году. Судьбы буквы («ять») была окончательно решена: («ять») исчез из русского языка, сохранившись только в церковно-славянском языке.
Такова история буквы («ять») в русском языке, история, в которой нашло отражение развитие русского языка, его богатство и сложность.
Подготовьте совместно с одноклассником ответ на вопросы по теме «Имя прилагательное как часть речи».
Вариант ответа 1
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? чей? каков? и их производные формы. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже.
По значению прилагательные делятся на три разряда:
– качественные – указывают на конкретные качества предметов (вес, величину, возраст, цвет, внешний вид, внутренние характеристики), имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
– относительные – обозначают признаки, выражающие отношения одного предмета к другому (материал, местность, назначение, время).
– притяжательные – указывают на признак предмета по его принадлежности определённому лицу либо животному (отвечают на вопросы чей? чья? чье?).
Вариант ответа 2
Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное – самостоятельная изменяемая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Ясный (какой?) день.
Радужное (какое?) небо.
Сочная (какая?) трава.
Счастливые (какие?) люди.
Прилагательные изменяются по числам, по падежам и по родам в единственном числе. Согласуются в роде, числе и падеже с именем существительным.
В предложении являются определением или сказуемым.
Белая берёзка под моим окном.
Мой друг талантлив и умён.
Прилагательные делятся на разряды по значению: качественные (выражают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени);
относительные (выражают признак, который имеет отношение к материалу (железные ворота), времени (осенние дни), месту (приморский бульвар), национальности (русский язык);
притяжательные (выражают принадлежность предмета кому-либо (лисий, мамин, сестрицын).
Качественные имена прилагательные могут употребляться в полной и краткой форме: добрый – добр – добра – добры; имеют степени сравнения (сравнительную и превосходную): добрый – добрее – самый добрый.
Вариант ответа 3
Имя прилагательное – это одна из основных частей речи, которая служит для характеристики существительных и местоимений, указывая на их признаки, свойства и качества. Оно является важным элементом русского языка, позволяющим более точно и образно выражать мысли и описывать мир вокруг нас.
Имя прилагательное обладает несколькими характерными особенностями. Во-первых, оно имеет различные формы, которые зависят от рода, числа и падежа существительного, к которому оно относится. Например, если мы хотим описать женское существительное в единственном числе и именительном падеже, то используем форму прилагательного, соответствующую этим характеристикам.
Имя прилагательное также образует степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную. Степень сравнения позволяет усилить или сравнить характеристику предмета или явления. Например, "красивый" – положительная степень, "красивее" – сравнительная степень, "самый красивый" – превосходная степень.
Кроме того, имя прилагательное может быть определением, выступая в роли отдельного члена предложения и указывая на признак существительного или местоимения. Например, в предложении "Красивый цветок расцвел" слово "красивый" является определением и указывает на признак существительного "цветок".
Имя прилагательное также играет важную роль в создании образовательной речи, позволяя делать тексты более яркими и выразительными. Оно помогает передавать эмоции, чувства и оттенки значения, делая нашу речь более разнообразной и интересной.
Таким образом, имя прилагательное является важной частью русского языка, которая позволяет описывать мир вокруг нас, характеризовать предметы и явления, а также делать нашу речь более красочной и выразительной. Без использования прилагательных было бы гораздо сложнее и менее точно передавать информацию и свои мысли.
Вариант ответа 4
Имя прилагательное - это одна из основных частей речи в русском языке. Оно служит для характеристики и описания существительных и местоимений, придаёт им определенные свойства или качества. Имя прилагательное помогает нам передавать информацию о предметах, людях, явлениях, природе, чувствах и многом другом.
Основная функция имени прилагательного - это обозначение признаков и свойств предметов или явлений, которые делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной. Оно может выражать цвет, форму, размер, состояние, характер и многое другое. Например, мы можем сказать "красивый цветок", "большой дом", "интересная книга", что позволяет нам лучше представить объекты и события вокруг нас.
Имя прилагательное склоняется по родам, числам и падежам, чтобы соответствовать с существительными, которые оно характеризует. Также оно может быть простым или сложным, образованным путем добавления приставок или суффиксов. Например, простым прилагательным может быть слово "красный", а сложным - "многокрасочный".
Важно также уметь использовать степени сравнения прилагательных, чтобы сравнивать объекты или явления между собой. Степени сравнения делятся на положительную, сравнительную и превосходную. Например, "красивый" (положительная степень), "красивее" (сравнительная степень), "самый красивый" (превосходная степень).
Имя прилагательное помогает нам создавать богатый язык и выражать свои мысли более точно и выразительно. Без использования прилагательных наша речь была бы бедной и однообразной. Они делают наше общение более интересным и позволяют передать разнообразные эмоции и впечатления.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением