Упр.376 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2019)
Решение #4 (Учебник 2019)
Решение #5 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Составьте тезисный план-характеристику языка художественной литературы. Подготовьте сообщение на тему «Особенности языка художественной литературы». При подготовке воспользуйтесь найденной самостоятельно информацией из разных источников.
Область художественной литературы необъятна. Разноязычная мировая литература насчитывает сотни выдающихся художников слова и многие тысячи менее известных беллетристов, внёсших свой заметный вклад в словесное искусство. Не забудем про фольклор, мифы различных народов мира — они тоже наше общее достояние. И все это богатство создано и создаётся с помощью языка. Недаром М. Горький назвал язык первоэлементом литературы.
<...> Вернёмся к отличиям художественного текста от обычного. Коротко говоря, они состоят в способности художественного текста к таким «приращениям смысла» у знакомых слов, которые превращают их в образы, служат образному отражению действительности.
Здесь в распоряжении писателя оказываются такие мощные и вместе с тем хрупкие средства художественного познания, как сравнение и метафора и многие другие тропы и фигуры. Конечно, ими пользуется и каждый из нас, если он творчески относится к языку, но наша повседневная речь использует их от случая к случаю, как бы равняясь на образцы, которые в изобилии содержит художественная литература. Это не значит, что поэт только и думает о том, чтобы ввернуть эдакую неслыханную метафору. Художником слова должно руководить в его отношении к языку «чувство соразмерности и сообразности» — таков завет поэта.
Но этот завет нельзя понимать слишком буквально. Ведь Пушкину принадлежит и другой завет: писателя «должно судить по законам, им самим над собою признанным». Это значит, в частности, что прозаик и поэт сами устанавливают пределы тех «обоснованных отступлений» от норм литературного языка, о которых писал Щерба. Так, если Маяковский широко использует словотворчество, а Есенин или Шолохов — диалектные слова, бессмысленно ставить им это в заведомую вину: надо овладеть своеобразным языком каждого из них и оценивать образные результаты, целостные системы их произведений.
Способы иносказания в языке современной художественной литературы исключительно разнообразны. Самая маленькая деталь, одно только слово, крошечная запятая, любое «чуть-чуть» способны под пером художника существенно изменить весь тон повествования, по-новому осветить текст произведения, придать ему неожиданный смысл.
<...> Язык в художественной литературе — это средство изображения, выражения и преобразования как явлений действительности, так и самого языка, на котором мы говорим друг с другом. Это — средство воплощения языковых образов, которыми литература говорит со всем миром на своём национальном языке. Переводить такие образы на другой национальный язык иногда исключительно трудно.
<...> Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку — воплощению и приумножению богатств памяти народной.
(В. Григорьев. «Художественная литература. Её язык»)
Тезисный план-характеристика языка художественной литературы
1. Область и богатство художественной литературы в мировой культуре необъятны.
2. Художественный текст способен добавлять обычным словам такие значения, что они превращаются в образ.
3. В распоряжении авторов тропы и фигуры, которые нужно использовать, согласуясь с принципами соразмерности и сообразности.
4. Художники сами имеют право определять степень предельного отступления от нормы.
5. В современной литературе даже самая маленькая деталь может повлиять на смысл.
6. Переводить слова-образы на другие языки исключительно трудно.
7. Язык художественной литератур учит нас бережному и творческому отношению к родному языку.
Сообщение
Особенности языка художественной литературы
Особенность языка художественной литературы в том, что он является открытой системой и не ограничен в использовании любых языковых возможностей.
В художественное произведение могут входить такие слова и грамматические формы, которые находятся за пределами литературно-го языка и в нехудожественной речи отвергаются. Замена этих слов на литературные эквиваленты лишила бы их тексты той силы и выразительности, которой они обладают.
Художественная речь допускает любые отклонения от норм литературного языка, если эти отступления эстетически оправданы. Художники слова сами устанавливают пределы «обоснованных отступлений» от норм литературного языка. Так, Маяковский широко использует словотворчество, Есенин и Шолохов – диалектные слова.
«Смешение» стилей в художественной литературе обусловлено авторским замыслом и содержанием произведения. Способы иносказания в языке современной художественной литературы исключительно разнообразны. Самая маленькая деталь способна придать тексту неожиданное звучание. При этом языковые средства, уместные в одном произведении, неуместны в другом. Даже в рамках одного и того же произведения в зависимости от целевой установки автора используются разные языковые средства.
В художественной литературе широко используется метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики.
Присущая художественной речи динамика, в отличие от статики научной и официально-деловой речи, проявляется в высокой частотно-сти употребления глаголов. Их частота почти в два раза выше, чем в научных, и в три раза выше, чем в официально-деловых текстах.
В заключение важно отметить, что язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку, в котором отражена народная мудрость, историческая память народа.
Подготовьте совместно с одноклассником ответ на вопросы по теме «Имя существительное как часть речи».
Вариант ответа 1
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, не изменяются по родам, но изменяются по числам и падежам. Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа. В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.
По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда: нарицательные существительные называют класс однородных предметов; собственные существительные называют единичные предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия книг, картин, кинофильмов, названия кораблей, организаций, исторических событий и т.п. Имена собственные пишутся с большой буквы. Названия книг, кинофильмов, картин, кораблей и т.п. пишутся с большой буквы и выделяются кавычками.
По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда: одушевлённые существительные называют предметы живой природы и отвечают на вопрос кто?; неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы и отвечают на вопрос что?
Вариант ответа 2
«Имя существительное как часть речи».
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, относится к одному из трёх родов, изменяется по числам, падежам и в предложении выполняет главным образом роль подлежащего или дополнения. Например: Человек никогда не может утратить влечения улучшать свою жизнь. (Черн.)
В грамматике предмет обозначают слова, которые являются названиями не только конкретных предметов (дом. книга, озеро), но и живых существ и организмов (человек, лев, микроб), различных веществ (молоко, водород, мед, медь), явлений природы и общественной жизни (снегопад, мороз, праздник, демонстрация), отвлеченных признаков и действий (синева, доброта, ходьба).
Существительные, как правило, имеют постоянный род, изменяются по падежам и числам. Все без исключения имена существительные могут определяться прилагательными и причастиями (осенние пожелтевшие листья). В предложении существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего выступает в роли подлежащего или дополнения: 1) подлежащее: Дети — народ любопытный и любознательный; 2) сказуемое: Они прежде всего дети;3) дополнение: Без детей горе, а с детьми вдвое; 4) определение: Голоса детей звонко раздавались в застывшем воздухе; 5) обстоятельство: Детьми мы все очень стеснялись его, чувствовали себя при папе связанно и неловко.
Среди существительных выделяют следующие разряды: нарицательные и собственные, конкретные и отвлеченные, вещественные и собирательные, одушевленные и неодушевленные.
Вариант ответа 3
Имя существительное – это одна из основных частей речи, которая обозначает предметы, явления, ощущения и абстрактные понятия. Это одна из самых многочисленных и важных частей речи в русском языке.
Имя существительное имеет несколько характерных особенностей. Во-первых, оно обладает родовыми признаками. В русском языке существует три рода: мужской, женский и средний. Род определяет окончание и форму слова. Например, слово "дом" относится к мужскому роду, а "дверь" – к женскому.
Во-вторых, имя существительное склоняется по падежам. В русском языке есть шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Каждый падеж указывает на различные смысловые отношения между словами в предложении. Например, в предложении "Кот играет с мячом", слово "кот" стоит в именительном падеже, а слово "мячом" – в творительном.
Имя существительное также может иметь формы множественного числа, которые обозначают несколько предметов или явлений. Например, "дом" во множественном числе будет "дома".
Кроме того, имя существительное может обозначать как конкретные предметы и явления, так и абстрактные понятия. Например, "дерево" и "река" – это конкретные предметы, а "красота" и "счастье" – абстрактные понятия.
Имя существительное играет важную роль в построении предложений и выражении смысла. Оно может быть субъектом или объектом действия, а также служить для характеристики других слов. Без использования существительных невозможно передать полноценную информацию о мире и окружающей нас действительности.
Таким образом, имя существительное является неотъемлемой частью русского языка, оно помогает нам описывать мир вокруг нас, передавать смысл и строить логические предложения. Использование существительных обогащает нашу речь и позволяет точнее и яснее выражать свои мысли.
Вариант ответа 4
Имя существительное - это одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает предметы, явления, сущности, людей и животных, то есть всё, что можно назвать и о чём можно сказать что-то. Имя существительное является одним из самых многочисленных классов слов в русском языке и имеет множество разнообразных форм и склонений.
Основная функция имени существительного - это обозначение предметов и явлений окружающего мира, с помощью которого мы передаем информацию о том, о чем говорим. Это позволяет нам описывать окружающую реальность, передавать представления о различных объектах, создавать сложные предложения и выражать разнообразные мысли и идеи.
Имя существительное может быть одушевленным или неодушевленным, а также иметь разные роды, число и падежи. В единственном числе оно может быть мужского, женского или среднего рода. Во множественном числе имущественный род отсутствует, и существительные изменяются в родительном падеже, чтобы обозначить несколько предметов или объектов.
Имя существительное обладает синтаксической функцией подлежащего или дополнения в предложении. Оно может быть сказуемым и определяться прилагательными или другими словами, чтобы уточнить его значение. Кроме того, существительные могут быть использованы в различных стилистических контекстах, в том числе в разговорной и литературной речи, и выступать в роли ключевых слов или терминов в определенных областях знания.
В заключение, имя существительное является важной и неотъемлемой частью русского языка, которая позволяет нам описывать окружающую реальность и обмениваться информацией о мире вокруг нас. Без использования существительных невозможно было бы создать сложные и осмысленные высказывания и передавать многообразные идеи и представления.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением