Упр.264 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Прочитайте. Укажите, к каком типу речи  относится этот текст. Почему в первой части 5-го предложения употреблены кавычки? Спишите, расставляя недостающие знаки...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте. Укажите, к каком типу речи  относится этот текст. Почему в первой части 5-го предложения употреблены кавычки? Спишите, расставляя недостающие знаки...
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте. Укажите, к каком типу речи  относится этот текст. Почему в первой части 5-го предложения употреблены кавычки? Спишите, расставляя недостающие знаки...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Разделитесь на группы. Выполните синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Представьте свой ответ одноклассникам. При оценивании ответов участников других групп обратите внимание на их полноту, аргументированность, соответствие схеме. При необходимости корректно внесите в ответы дополнения, исправления.
1) Я должен был напять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов) 2) Что именно находилось на куче, решить было трудно, потому что пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. (Н. Гоголь) 3) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу. (Н. Гоголь) 4) Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн составляются полководцами, было непонятно, почему Кутузов... не отступил сразу на Калужскую дорогу. (Л. Толстой)
1) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов) (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, с последовательным подчинением; с двумя придаточными. Придаточное 1-й степени – это придаточное цели, отвечает на вопрос «с какой целью? и относится ко всему главному предложению, присоединяется с помощью союза «чтобы». Придаточное 2-й степени – это придаточное причины, отвечает на вопрос «почему? и относится ко всему главному предложению, присоединяется с помощью союза «потому что».)
[…], (чтобы …), (потому что …).
Я должен был нанять быков1, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору2, потому что была уже осень и гололедица3.
(В конце предложения (3) ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Это знак завершения.
Между главным предложением и придаточным 1-й степени (1) ставится знак разделения запятая перед союзом «чтобы».
Между придаточным 1-й степени и придаточным 2-й степени (2) ставится знак разделения запятая перед союзом «потому что».)
2) Что именно находилось на куче, решить было трудно, потому что пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. (Н. Гоголь)
(Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, с параллельным (неоднородным) подчинением; с тремя придаточными. Первое придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос «что?» и относится к глаголу со значением мысли «решить», присоединяется с помощью союзного слова «что». Второе придаточное – причины, отвечает на вопрос «почему?» и относится ко всему главному предложению, присоединяется с помощью союза «потому что». Третье придаточное – меры и степени, отвечает на вопрос «в какой мере? и относится к сочетанию указательного слова и существительного «в изобилии», присоединяется с помощью союза «что»)
(Что …), [ ] , (потому что …указ. сл. + сущ.), (что …).
Что именно находилось на куче1, решить было трудно2, потому что пыли на ней было в таком изобилии3, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки4.
(В конце предложения (4) ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Это знак завершения.
Между первым придаточным и главным предложением (1) ставится знак разделения запятая.
Между главным предложением и вторым придаточным (2) ставится знак разделения запятая перед союзом «потому что».
Между вторым и третьим придаточными (3) ставится знак разделения запятая перед союзом «что».)
3) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу. (Н. Гоголь)
(Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, с параллельным (неоднородным) подчинением; с двумя придаточными. Первое придаточное времени, отвечает на вопрос «когда? и относится ко всему главному предложению, присоединяется с помощью союза «когда». Второе придаточное – определительное, отвечает на вопрос «какого? и относится к существительному «мужика», присоединяется с помощью союзного слова «который».)
(Когда …), [… сущ.], (который …).
Когда бричка была уже на конце деревни1, Чичиков подозвал к себе первого мужика2, который3, поднявши где-то на дороге претолстое бревно4, тащил его на плече5, подобно неутомимому муравью6, к себе в избу7.
(В конце предложения (7) ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Это знак завершения.
Между первым придаточным и главным предложением (1) ставится знак разделения запятая.
Между главным предложением и вторым придаточным (2) ставится знак разделения запятая перед союзным словом «который».
Между вторым и третьим придаточными (2) ставится знак разделения запятая перед союзном «что».
Внутри второго придаточного запятыми выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, (3, 4) и обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (5, 6).)
4) Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн составляются полководцами, было непонятно, почему Кутузов… не отступил сразу на Калужскую дорогу. (Л. Толстой)
(Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, с параллельным (неоднородным) подчинением; с тремя придаточными. Первое придаточное определительное, отвечает на вопрос «каких?» и относится к сочетанию указательного слова и существительного «людей», присоединяется с помощью союзного слова «которые». Второе придаточное – изъяснительное, отвечает на вопрос «что?» и относится к глаголу со значением мысли «думать», присоединяется с помощью союза «что». Третье придаточное – изъяснительное, отвечает на вопрос «что? и относится к слову категории состояния «непонятно», присоединяется с помощью союзного слова «почему».)
[Указ. сл. + сущ., (которые гл.), (что …), кат. сост.], (почему …).
Для тех людей1, которые привыкли думать2, что планы войн составляются полководцами3, было непонятно4, почему Кутузов… не отступил сразу на Калужскую дорогу5.
(В конце предложения (5) ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Это знак завершения.
Между главным предложением и первым придаточным (1) ставится знак разделения запятая перед союзным словом «который».
Между первым и вторым придаточными (2) ставится знак разделения запятая перед союзным словом «который».
Между вторым придаточным и главным предложением (3) ставится знак разделения запятая.
Между главным предложением и третьим придаточным (4) ставится знак разделения запятая перед союзным словом «почему».)

Прочитайте. Укажите, к каком типу речи относится этот текст. Почему в первой части 5-го предложения употреблены кавычки? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Составьте схему 3-го предложения. Подберите синонимы к выделенным словам.
Вчера я приехал в Пятигорск нанял квартиру на краю города на самом высоком месте у подошвы Машука: (во) время грозы облака будут спуска(т,ть)ся до моей кровли. Ны(н,нь,)че в пять часов утро когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов р..стущих в скромной палисаднике. Ветки цветущих череше(н,нь) смотр..т мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури" на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона на восток смотреть веселее (в)низу передо мной п..стреет чистенький, новенький городок шумят целебные ключи шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебр..ная цепь снеговых вершин нач..наясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка солнце ярко небо сине- чего(бы) кажется больше?
(М.Лермонтов)
Тип речи – описание.
В первой части 5 предложения кавычки употреблены для цитирования строки из стихотворения А. С. Пушкина «Туча».
Данный текст относится к описанию природы и местности – пейзаж. Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета. Описание статично, действие не развивается. Цель описания — дать адресату наиболее полное представление о предмете. Данное описание субъективное, т.к. автор отбирает факты, средствами языка подчеркивает свое отношение к ним. Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное. Автор использует многочисленные эпитеты, сравнительные обороты и метафоры (описание в художественном стиле).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением