Упр.253 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 253  Прочитайте фрагмент рассказа Т. Н. Толстой «Сюжет», который построен на допущении, что после дуэли А. С. Пушкин остаётся жив. Какие цитаты, аллюзии, факты биографии...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
253 Прочитайте фрагмент рассказа Т. Н. Толстой «Сюжет», который построен на допущении, что после дуэли А. С. Пушкин остаётся жив. Какие цитаты, аллюзии, факты биографии писателей вы видите в тексте? Какова цель их использования автором?
...Пушкину грезятся огни, стрельба, крики, Полтавский бой, ущелья Кавказа, поросшие мелким и жёстким кустарником, один в вышине, топот медных копыт, карла в красном колпаке, грибоедовская телега, ему мерещится прохлада пятигорских журчащих вод — кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб — Даль? — Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке, среди кавказских кустиков... это он сам, убит, — к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? — шотландская луна льёт печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, ту-беркулёзно кашляя, — тварь дрожащая или право имеет? — переламывает над его головой зелёную палочку — гражданская казнь... Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая!
В тексте фрагмента рассказа Т.Н. Толстого, построенного на предположении, что А.С. Пушкин остался жив после дуэли, можно заметить некоторые намеки на биографию писателей. Например, упоминается Полтавский бой, что отсылает к военной тематике, с которой связаны некоторые произведения А.С. Пушкина. Также упоминаются ущелья Кавказа, что может отсылать к его долгому путешествию на Кавказе.
Цель автора использования этих намеков заключается, вероятно, в создании атмосферы и образа Пушкина как выдающегося русского писателя. Поместив его в сюжет фрагмента рассказа, автор пытается воплотить его литературное наследие и его величие.
1. Запишите найденные вами цитаты, используя различные способы оформления (с помощью предложений, включающих прямую речь, косвенную речь; с помощью цитирования).
Примеры использования цитат из текста (включая разные формы):
– прямая речь: «Я видел огни, услышал стрельбу, крики…» – Пушкин вспоминает свои собственные переживания.
– косвенная речь: Пушкин вспомнил Полтавский бой и ущелья Кавказа – он вспоминает события из своей жизни, о которых ранее писал в своих произведениях.
– цитирование: Пушкин говорит о своих воспоминаниях: «Я видел огни, услышал стрельбу, крики…», вспомнил Полтавский бой и ущелья Кавказа – он передает свои эмоции и воспоминания.
2*. Проект. «Все мы вышли из гоголевской шинели», «Пушкин — наше всё», «И Лермонтов один выходит на дорогу, серебряными шпорами звеня» — наверняка вы слышали эти фразы. Дополните список цитат, связанных с именами великих русских писателей или их творчеством. Сделайте вывод о частоте их использования в других произведениях русской литературы, в текстах СМИ.
«Все мы вышли из гоголевской шинели», «Пушкин — наше всё», «И Лермонтов один выходит на дорогу, серебряными шпорами звеня»,
– Пушкин у нас – начало всех начал. (М. Горький)
– Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн. (А. Толстой)
– В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля. (В.Г. Белинский)
– Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу. (Д. Самойлов)
– Толстой – это целый мир… Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький)
– В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке. (Н. Добролюбов)
– Куприн – талант яркий, здоровый. (М. Горький)
– Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу. (Д. Голсуорси)
– Я был воспитан на Тургеневе. (А.Н. Толстой)
– Пушкин и Тургенев – это родоначальники нашей прозы. (А.А. Фадеев)
– Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов. (М. Горький)
– Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить… (О. Кейси)
– Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… (М. Пришвин)
– Чехов – это Пушкин в прозе. (Л.Н. Толстой)
– Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта. (Л.Н. Толстой)
Эти фразы нечасто используются в СМИ.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением