Упр.253 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
253 Прочитайте фрагмент рассказа Т. Н. Толстой «Сюжет», который построен на допущении, что после дуэли А. С. Пушкин остаётся жив. Какие цитаты, аллюзии, факты биографии писателей вы видите в тексте? Какова цель их использования автором?
...Пушкину грезятся огни, стрельба, крики, Полтавский бой, ущелья Кавказа, поросшие мелким и жёстким кустарником, один в вышине, топот медных копыт, карла в красном колпаке, грибоедовская телега, ему мерещится прохлада пятигорских журчащих вод — кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб — Даль? — Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке, среди кавказских кустиков... это он сам, убит, — к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? — шотландская луна льёт печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, ту-беркулёзно кашляя, — тварь дрожащая или право имеет? — переламывает над его головой зелёную палочку — гражданская казнь... Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая!
В тексте фрагмента рассказа Т.Н. Толстого, построенного на предположении, что А.С. Пушкин остался жив после дуэли, можно заметить некоторые намеки на биографию писателей. Например, упоминается Полтавский бой, что отсылает к военной тематике, с которой связаны некоторые произведения А.С. Пушкина. Также упоминаются ущелья Кавказа, что может отсылать к его долгому путешествию на Кавказе.
Цель автора использования этих намеков заключается, вероятно, в создании атмосферы и образа Пушкина как выдающегося русского писателя. Поместив его в сюжет фрагмента рассказа, автор пытается воплотить его литературное наследие и его величие.
1. Запишите найденные вами цитаты, используя различные способы оформления (с помощью предложений, включающих прямую речь, косвенную речь; с помощью цитирования).
Примеры использования цитат из текста (включая разные формы):
– прямая речь: «Я видел огни, услышал стрельбу, крики…» – Пушкин вспоминает свои собственные переживания.
– косвенная речь: Пушкин вспомнил Полтавский бой и ущелья Кавказа – он вспоминает события из своей жизни, о которых ранее писал в своих произведениях.
– цитирование: Пушкин говорит о своих воспоминаниях: «Я видел огни, услышал стрельбу, крики…», вспомнил Полтавский бой и ущелья Кавказа – он передает свои эмоции и воспоминания.
2*. Проект. «Все мы вышли из гоголевской шинели», «Пушкин — наше всё», «И Лермонтов один выходит на дорогу, серебряными шпорами звеня» — наверняка вы слышали эти фразы. Дополните список цитат, связанных с именами великих русских писателей или их творчеством. Сделайте вывод о частоте их использования в других произведениях русской литературы, в текстах СМИ.
«Все мы вышли из гоголевской шинели», «Пушкин — наше всё», «И Лермонтов один выходит на дорогу, серебряными шпорами звеня»,
– Пушкин у нас – начало всех начал. (М. Горький)
– Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн. (А. Толстой)
– В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля. (В.Г. Белинский)
– Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу. (Д. Самойлов)
– Толстой – это целый мир… Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький)
– В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке. (Н. Добролюбов)
– Куприн – талант яркий, здоровый. (М. Горький)
– Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу. (Д. Голсуорси)
– Я был воспитан на Тургеневе. (А.Н. Толстой)
– Пушкин и Тургенев – это родоначальники нашей прозы. (А.А. Фадеев)
– Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов. (М. Горький)
– Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить… (О. Кейси)
– Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… (М. Пришвин)
– Чехов – это Пушкин в прозе. (Л.Н. Толстой)
– Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта. (Л.Н. Толстой)
Эти фразы нечасто используются в СМИ.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением