Параграф 25 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Изображение § 25. Эволюция современного человекаПодводя итоги обсуждению возможных способов развития человека из некоторой низшей формы, Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 25. Эволюция современного человека
Подводя итоги обсуждению возможных способов развития человека из некоторой низшей формы, Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» сделал вывод, что «имеющиеся у человека физические признаки приобретены в результате действия естественного отбора, а некоторые – полового отбора». Его оппонент, герцог Аргайл, заметил, что в целом «организация человека отклонилась от организации животных в сторону большей физической беспомощности и слабости – уклонение, которое из всех других всего меньше можно приписать естественному отбору». Дарвин блестяще вышел из этой ситуации. А что бы ответили вы с позиции современных знаний об эволюции человека?
С позиции современной науки можно ответить, что физическая «беспомощность» человека стала следствием комплексной эволюционной стратегии, где ослабление отдельных физических признаков компенсировалось развитием других адаптаций. Уменьшение мышечной массы и клыков совпало с переходом к использованию орудий, что сделало грубую силу менее значимой.
1. Какие мутационные события могли играть роль в эволюции человека?
Мутация, замедлившая дифференцировку (и следовательно, прекращение деления) нейронов, привела к тому, что они успевали поделиться большее число раз. Результатом стало значительное увеличение количества нервных клеток, а значит, и усложнение мозга. Продление детства отодвинуло на более поздний срок зарастание швов между костями черепа, сделав возможным увеличение размера черепа. Этому же способствовала мутация, ослабевшая развитие жевательной мускулатуры. В целом у человека найдено не менее десятка мутаций в генах, связанных с формированием структуры и функционированием мозга. Это та биологическая основа, на которой возникли и приобрели решающее значение социальные факторы.
2. Подумайте, чем можно объяснить некоторое уменьшение размеров мозга у современных людей по сравнению с неандертальцами и кроманьонцами.
Современные люди обладают несколько меньшим объемом мозга по сравнению с неандертальцами и кроманьонцами. Это объясняется несколькими факторами: во-первых, произошла оптимизация нейронных связей, позволившая повысить эффективность работы мозга при меньших размерах. Во-вторых, развитие социальных структур и культуры компенсировало необходимость в большом объеме мозга для хранения индивидуального опыта. В-третьих, уменьшение размеров мозга могло быть связано с энергетической экономией, так как крупный мозг требует значительных затрат ресурсов.
3. Среди австралопитеков были виды могучих вегетарианцев и небольших изящных всеядных животных, охотно употреблявших в пищу мясо. Как вы думаете, почему только вторые оказались способны дать начало развитию человека?
Всеядные австралопитеки, в отличие от своих мощных растительноядных сородичей, обладали рядом преимуществ: их гибкая диета, включавшая мясо, способствовала развитию орудийной деятельности; меньшие размеры зубов и челюстей коррелировали с увеличением объема мозга; более подвижный образ жизни стимулировал развитие социальных связей. Эти факторы создали эволюционные предпосылки для появления рода Homo.
4. Как вы думаете, действуют ли в группах шимпанзе социальные факторы эволюции?
В группах шимпанзе действительно действуют социальные факторы, влияющие на эволюцию: существует четкая иерархия, определяющая доступ к ресурсам и размножению; наблюдается передача навыков между поколениями; проявляются элементы альтруистического поведения. Однако отсутствие развитой речи и сложных социальных институтов ограничивает масштабы этих процессов по сравнению с человеческим обществом.
5. Какое значение для развития человека имеет «внешняя память»? Приведите примеры сохранения информации на небиологических носителях. Какое значение это имеет для развития человека?
По мере становления человеческого общества возникла особая форма связи между поколениями в виде преемственности материальной и духовной культуры. По аналогии с системой наследования генетической информации можно говорить о системе наследования культурной информации. Их различия заключаются в следующем. Генетическая информация передаётся от родителей к потомкам, культурная же информация доступна любому человеку. Смерть человека приводит к безвозвратному исчезновению уникальной комбинации его генов, в то время как опыт, накопленный человеком, вливается в общечеловеческую культуру. В человеческом обществе возникла так называемая «внешняя память» - сохранение информации на «небиологических носителях». Наконец, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информации.
6. На основании текста параграфа сформулируйте определение понятия «человеческая раса».
Расы – это большие группы людей, различающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица.
7. Некоторые учёные считают, что биологическая эволюция человека прекратилась, что человек вышел из-под действия естественного отбора. Попробуйте найти свидетельства того, что естественный отбор продолжает действовать в популяциях человека. Обсудите в классе вопрос о том, продолжается ли эволюция человека как биологического вида. Останется ли человек разумный единым видом?
Естественный отбор продолжает действовать в человеческих популяциях, хотя его механизмы изменились. Примеры включают: генетические адаптации к конкретным заболеваниям (например, серповидноклеточная анемия в регионах распространения малярии); физиологические изменения у народов, живущих в экстремальных условиях (тибетцы, адаптированные к высокогорью); эволюцию устойчивости к лактозе у взрослых в скотоводческих культурах. Однако культурная эволюция сейчас играет более значительную роль, чем биологическая.
8. На экзамене на вопрос о том, как возник человек, студент дал следующий ответ: «В результате изменения климата тропические леса сменились степным ландшафтом. Это заставило приматов перейти к хождению на двух ногах. Освобождение передних конечностей позволило им начать использование орудий труда, а, как известно, труд создал человека». Найдите ошибки в ответе студента и исправьте их.
Ответ студента содержит несколько существенных ошибок: во-первых, не все приматы перешли к прямохождению – это характерно только для определенных видов австралопитеков. Во-вторых, утверждение, что «труд создал человека», является упрощением – на самом деле развитие орудийной деятельности было следствием, а не причиной эволюционных изменений. В-третьих, в ответе не учтены такие важные факторы, как изменение диеты (увеличение доли мяса), межвидовая конкуренция и роль полового отбора в антропогенезе.
1. Прямоходящие приматы начали регулярно использовать
каменные орудия
1) 8 млн лет назад
2) 2 млн лет назад
3) 4 млн лет назад
4) 100 тыс. лет назад
Ответ: 2
2. В настоящее время в эволюции человека прекратилось действие
1) естественного отбора
2) дрейфа генов
3) наследственной изменчивости
4) изоляции
Ответ: 4
3. В ходе эволюции человека быстрее всего изменились гены, связанные
1) со скоростью обмена веществ
2) с развитием волосяного покрова
3) с формированием головного мозга
4) с изменением работы обонятельных рецепторов
Ответ: 3
4. Человек прямоходящий
1) не умел использовать огонь
2) широко расселился за пределами Африки
3) был непосредственным предком кроманьонцев
4) был предком австралопитеков
Ответ: 2
5. Мышление и речь относятся к факторам эволюции человека
1) биологическим
2) биотическим
3) антропологическим
4) социальным
Ответ: 4
6. Следствиями перехода предков человека к прямохождению являются
1) увеличение размера черепа
2) срастание тазовых костей
3) появление S-образных изгибов позвоночника
4) наличие желудочков мозга
5) освоение разных климатических зон обитания
6) осложнение процесса рождения детёнышей
7) формирование свода стопы
8) продлённое детство
Ответ: 3, 6, 7
7. Важнейшие отличия человека от человекообразных обезьян – это
1) больший размер головного мозга
2) наличие особых генов интеллекта
3) меньшее количество детёнышей
4) длительное сохранение способности к обучению
5) способность к передвижению на двух ногах
6) отсутствие хвоста
7) особенности регуляции работы генов в клетках головного мозга
8) использование орудий труда
9) использование небиологических носителей информации
Ответ: 2, 5, 6, 8, 9
8. Отнесите перечисленные факторы эволюции человека к социальным (1) или к биологическим (2).
1) естественный отбор
2) использование речи
3) мутационная изменчивость
4) обучение трудовым навыкам
5) взаимопомощь
6) общественный образ жизни
Ответ: социальные – 2, 4, 5, 6; биологические – 1, 3.
Что изучает экология? (Биология, 5-9 кл.)
Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов со своей средой обитания. Экология рассматривает, как растения и животные приспосабливаются к условиям окружающей среды, как они связаны между собой в природных сообществах, и какую роль играют в круговороте веществ в природе.
Что такое половой отбор? (§ 8.)
Половой отбор — это форма естественного отбора, при которой особи одного пола (чаще самцы) конкурируют за возможность размножаться с особями другого пола (самками).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением