Параграф 28 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 28. Экологическая ниша и межвидовые отношения
Среди видов, встречающихся в местности, где вы живёте, есть как виды, заселяющие очень широкий круг местообитаний, так и формы с очень узкими зонами толерантности. Какие места обитания предпочитают те и другие? Почему?
Виды-универсалы, такие как серая ворона, одуванчик или мышь-полевка, демонстрируют удивительную способность осваивать самые разные местообитания – от естественных лесов и лугов до городских парков и свалок. Их успех объясняется высокой физиологической пластичностью, позволяющей переносить значительные колебания температуры и влажности, а также способностью использовать разнообразные кормовые ресурсы. Напротив, специализированные виды вроде голубики, рыси или некоторых земноводных предъявляют строгие требования к среде обитания. Голубика, например, растёт исключительно на кислых почвах под пологом хвойных лесов, а рысь нуждается в обширных лесных массивах с достаточным количеством добычи.
Можно ли выявить какую-то связь различий в толерантности с динамикой популяций соответствующих видов?
Эта разница в экологической пластичности напрямую влияет на динамику численности популяций. Виды с широкой толерантностью обычно демонстрируют стабильную численность, тогда как узкоспециализированные виды подвержены резким колебаниям при малейших изменениях среды обитания.
Приведите примеры пар видов-мутуалистов и видов-комменсалов.
Мутуализм:
• Грибы и деревья (микориза)
• Пчёлы и цветковые растения
Комменсализм:
• Рыбы-лоцманы и акулы
• Лишайники на коре деревьев
Среди паразитов довольно много внутриклеточных, т. е. живущих на многих стадиях жизненного цикла внутри тех или иных клеток хозяина. Какими приспособлениями должны обладать такие паразиты для успешного существования?
Во-первых, это сложные механизмы проникновения в клетку - вирусы используют специфические рецепторы для связывания с мембраной, а малярийный плазмодий вообще меняет хозяев, используя комаров для проникновения в эритроциты человека. Во-вторых, эти паразиты обладают способностью маскироваться от иммунной системы. В-третьих, они активно перестраивают метаболизм клетки под свои нужды, как это делают хламидии. Наконец, многие из них имеют сложные жизненные циклы с чередованием форм, как лейшмании, меняющие жгутиковую форму на безжгутиковую при смене хозяина.
1. Как по форме ареала мы можем охарактеризовать отношение вида к абиотическим факторам?
Чем больше ареал, тем многообразнее местообитания. Там, где условия наиболее благоприятны, популяции вида занимают все или почти все пригодные участки, а ближе к краям ареала популяции разрешены и часто отстоят друг от друга на большие расстояния. Именно здесь наблюдается исчезновение и появление новых популяций, что приводит к смещениям границ ареала.
2. Что такое экологическая ниша?
Экологическая ниша – это совокупность взаимодействующих экологических факторов, в пределах которых возможно нормальное существование особей вида.
3. С какими видами может вступать в конкуренцию человек?
• Сельскохозяйственные вредители (саранча, грызуны) — за урожай
• Хищники (волки, львы) — за домашний скот
• Паразиты и патогены (бактерии, вирусы) — за ресурсы организма
4. Среди паразитов человека есть живущие на коже и в кишечнике. Какие приспособления должны быть у представителей каждой из этих групп для успешного существования?
Кожные паразиты (вши, клещи):
• Крючки и присоски для крепления к коже
• Устойчивость к высыханию
• Маскировка под кожные частицы
Кишечные паразиты (аскариды, ленточные черви):
• Защита от пищеварительных ферментов (плотная кутикула)
• Присоски и крючья для фиксации на стенках кишечника
• Анаэробный метаболизм (жизнь без кислорода)
5. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о различных случаях симбиоза в природе.
Мутуализм — это такой тип симбиоза, при котором оба организма получают выгоду. Ярким примером является взаимодействие пчёл и цветковых растений. Пчёлы собирают нектар и пыльцу с цветов, используя их как пищу. При этом они переносят пыльцу с одного цветка на другой, обеспечивая процесс опыления, который необходим растению для размножения.
Комменсализм — это когда один организм получает пользу, а другой не страдает и не получает никакой выгоды. Например, черепахи и мелкие рыбы, которые плавают рядом с ними. Рыбы получают защиту под панцирем черепахи, а сама черепаха практически не замечает их присутствия.
Паразитизм — это такая форма симбиоза, при которой один организм (паразит) живёт за счёт другого (хозяина), причиняя ему вред. Например, вошь или блоха на теле человека или животного. Эти насекомые питаются кровью хозяина, что может вызывать зуд, аллергию и даже передавать опасные инфекции.
6. На основании материала параграфа составьте схему «Возможные варианты межвидовых отношений».
7. Изобразите реализованную и потенциальную ниши ондатры кругами большего и меньшего размера и придумайте пару измерений этой ниши. При выполнении задания используйте доступные источники информации.
Что такое вид? (§ 5.)
Вид — это основная единица биологической классификации, объединяющая группу организмов, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства в природных условиях.
Что такое фотосинтез?
Фотосинтез - синтез органических веществ за счёт энергии солнечного света, осуществляемый зелёными растениями, водорослями, цианобактериями и некоторыми простейшими.
Какие организмы называют фотоавтотрофами? Хемоавтотрофами? (Словарь.)
Фотоавтотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических с использованием энергии света.
Хемоавтотрофы — получают энергию за счёт окисления неорганических соединений без участия света.
Что такое экосистема? (Биология, 5-9 кл.)
Экосистема — это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными обменом веществ и энергии.
Что называют почвой?
Почва — это верхний плодородный слой земной коры, образованный в результате выветривания горных пород и деятельности живых организмов.
Какие организмы её населяют и формируют? (География, 5-8 кл.)
• Растения
• Животные
• Микроорганизмы
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением