Параграф 27 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Изображение § 27. Популяция в экосистемеПриведите примеры видов, у которых в каждый момент времени в популяции господствуют особи одного...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 27. Популяция в экосистеме
Приведите примеры видов, у которых в каждый момент времени в популяции господствуют особи одного возраста.
• Лосось
• Цикады
• Однолетние растения
Если вы живёте в лесном регионе, то пройдитесь по лесу, если в безлесном, то найдите парк или лесопосадки, рассмотрите, как распределены по участку отдельные деревья одного и того же вида. Чем можно объяснить такое размещение особей?
Наблюдая за распределением деревьев одного вида в лесу или парке, можно заметить характерные закономерности. Деревья часто располагаются неравномерно: группами (как дубы, чьи жёлуди разносят птицы), равномерно (в искусственных посадках или при жёсткой конкуренции за ресурсы) или случайно (на неоднородных участках). Такое распределение обусловлено несколькими факторами: способом распространения семян (ветром, животными или водой), интенсивностью конкуренции за свет, воду и питательные вещества, а также антропогенным влиянием (лесопосадки, вырубки). Например, сосны в естественных условиях часто растут группами, так как их семена разносятся ветром на ограниченные расстояния.
Приведите примеры видов, встречающихся в вашей местности, со стабильным и нестабильным типом динамики популяций.
Стабильные популяции:
• Дуб черешчатый
• Серая ворона
Нестабильные популяции:
• Мышь-полевка
• Тля
Приведите примеры альтруистических и конкурентных взаимоотношений в популяциях человека.
Альтруистические взаимоотношения:
• Донорство крови или органов
• Волонтёрство
Конкурентные взаимоотношения:
• Борьба за рабочие места
• Спортивные соревнования
• Академическая конкуренция
1. Какими свойствами обладает популяция?
Каждая популяция – это относительно устойчивая система, способная противостоять факторам внешней среды и откликаться на их изменения, в том числе изменять свою численность и структуру.
2. С чем связана пространственная и временная неоднородность популяции?
Каждая особь, входящая в состав локальной популяции, может свободно перемещаться (хотя бы на одной стадии индивидуального развития) внутри занимаемой ею территории. Но последняя всегда неоднородна: есть какие-то повышения и понижения, изменчив химический состав горных пород, где-то больше песка, где-то глины. Поэтому и особи внутри локальной популяции размещены неравномерно: где-то мы видим их сгущения, а где-то их почти нет.
Если мы будем наблюдать за какой-то популяцией, то быстро обнаружим, что со временем меняется её численность и другие параметры. Поэтому говорят о временной структуре популяции.
3. При каких условиях возможно сосуществование на одном и том же участке разных популяций одного вида?
• Разделении экологических ниш
• Отсутствии жёсткой конкуренции за ресурсы
• Генетическом разнообразии
• Пространственной структуре
4. Что такое половая и возрастная структура популяции?
Поло-возрастная структура популяции – это соотношение особей разного пола и возраста в одной популяции.
5. О чём свидетельствуют различные внутрипопуляционные соотношения самцов и самок, особей разного возраста?
• Преобладание самок может указывать на высокую репродуктивную способность
• Дисбаланс возрастов (много старых особей) — признак старения популяции
• Равное соотношение полов характерно для стабильных популяций
• Избыток молодняка говорит о недавнем росте численности
6. Почему совокупность жителей той или иной страны нельзя назвать популяцией?
Во-первых, в масштабах целой страны невозможно свободное скрещивание между всеми особями из-за огромных расстояний и численности. Во-вторых, отсутствует общий генофонд – существуют генетические различия между регионами и этническими группами. В-третьих, социальные, культурные и экономические барьеры существенно ограничивают биологическое взаимодействие между разными группами населения.
7. Какие факторы могут воздействовать на динамику популяции?
• Биотические
• Абиотические
• Антропогенные
8. Работая в паре или группе, создайте компьютерную презентацию по теме «Сравнительная характеристика половой структуры населения России и вашего региона». Используй дополнительные источники информации.
(Ссылка на презентацию ниже.)
9. Прочитайте материал параграфа и сформулируйте определение понятия «динамика популяции».
Динамика популяции — это изменение её численности, возрастной и половой структуры во времени под влиянием различных факторов.
Что такое вид? (§ 5.)
Вид — это группа организмов, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства в природных условиях, имеющих общие морфофизиологические признаки и занимающих определённый ареал.
Какие экологические факторы могут ограничивать распространение вида?
• Абиотические
• Биотические
• Антропогенные
Что такое зона толерантности? (§ 26.)
Зона толерантности — диапазон значений экологического фактора, в пределах которого вид способен выживать.
Какие взаимоотношения между видами называют симбиозом? (Биология, 5-10 кл.)
Симбиоз — длительное взаимодействие видов, приносящее пользу хотя бы одному из них.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением