Параграф 23 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Изображение § 23. Появление человека разумного1. Что вам известно о жизни неандертальцев? Найдите в Интернете сведения об их внешности, способностях, образе жизни. Классические...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 23. Появление человека разумного
1. Что вам известно о жизни неандертальцев? Найдите в Интернете сведения об их внешности, способностях, образе жизни.
Классические неандертальцы были мускулистыми и коренастыми людьми ростом 1,7 м и массой 70 кг. Плотное телосложение помогало им сохранять тепло в условиях холодного климата Европы ледникового периода. Обнаруженные черепа европейских неандертальцев имеют покатый лоб, надглазничные валики, затылочный бугор с большим основанием. Объём мозга составлял в среднем 1500 см3.
Неандертальцы умели разводить огонь, высекая искры из осколка кремня и кусков колчедана. Каменные орудия неандертальцев были более сложными и специализированными по сравнению с орудиями их предшественников.
Физические данные и передовые по тем временам технические приёмы сделали возможным выживание неандертальцев в условиях ледникового периода. Захоронения, ритуалы, зачатки искусства и религиозных верований говорят о достижении неандертальцами более высокого уровня развития самосознания, эмоций, абстрактного мышления по сравнению с их предшественниками.
Каково их место в эволюции человека?
Некоторые учёные рассматривают неандертальцев как высокоспециализированный, адаптированный к холодному климату подвид человека разумного – Homo sapiens neanderthalensis. Классические неандертальцы достигли вершины своего развития во время последнего оледенения и исчезли около 30 тыс. лет назад.
2. Почему Африку считают прародиной современного человека?
В Африке результатом эволюции человека прямоходящего стал человек разумный. Примерно 80 тыс. лет назад началась его миграция из Африки.
3. Тот факт, что предковая последовательность нуклеотидов митохондриальной ДНК людей существовала в Африке около 200 тыс. лет назад, в большинстве средств массовой информации был интерпретирован в том смысле, что предком всех людей на Земле была одна-единственная женщина, жившая в то время в Африке. Её немедленно назвали «митохондриальной Евой». Позднее был обнаружен «Y-хромосомный Адам». В чём, по-вашему, заключается ошибка журналистов?
Журналисты ошибочно представили этих генетических предков как единственную жившую в своё время пару, тогда как на самом деле Ева и Адам не были современниками — «митохондриальная Ева» жила ~200 тыс. лет назад, а «Y-хромосомный Адам» — лишь ~100–150 тыс. лет назад. Они не были единственными людьми, в их эпоху существовали и другие женщины и мужчины, но только их генетические линии (мтДНК и Y-хромосома) случайно сохранились у всех современных людей. Остальные линии прервались из-за естественного вымирания потомков.
4. Группами по 2-3 человека подготовьте сообщения о том, как методы молекулярной генетики помогают восстанавливать историю возникновения и расселения людей. Один из источников — книга А. В. Маркова «Эволюция человека» (М.: Астрель, 2011). Можно использовать главу из этой книги, опубликованную по адресy: http://elementy.ru/lib/431448.
Молекулярная генетика позволяет реконструировать миграции и эволюцию людей через анализ:
• Митохондриальной ДНК — наследуется по материнской линии и помогает проследить расселение женщин (например, выход из Африки ~70 тыс. лет назад)
• Y-хромосомы — показывает миграции мужских популяций (например, заселение Америки)
• Аутосомной ДНК — выявляет смешения между древними популяциями (денисовцы, неандертальцы)
• Мутационных часов — скорость накопления мутаций помогает датировать разделение популяций
Исследования А. В. Маркова (глава 2) объясняют, как генетические данные подтверждают теорию африканского происхождения человека и последующие волны миграций.
Какие факторы эволюции вам известны? (Введение к главе 2.)
• Естественный отбор
• Мутация
• Изоляция
• Дрейф генов
• Популяционные волны
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением