Параграф 24 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 24. Факторы эволюции человека
1. Что подразумевают под биологическими и социальными факторами эволюции человека?
Биологические факторы эволюции человека. Человек как любой другой биологический вид появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции – наследственной изменчивости и естественного отбора.
Создание и использование орудий труда повысило приспособленность людей. Судя по окаменелостям и орудиям труда, эволюционным преобразованиям подверглись передние конечности: постепенно менялись рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев. Орудийная деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление являются социальными факторами эволюции человека.
2. На конкретных примерах покажите, что уникальные биологические формы (какой, бесспорно, является человек) могут формироваться в результате действия обычных биологических факторов.
В саванне лесные гоминиды не могли конкурировать за растительную пищу с высоко специализированными травоядными. Конкурировать с могучими львами, гепардами, гиенами за мясо они тоже не могли, да и защищаться от хищников им было нечем. Свободные передние конечности позволили использовать камни и палки как для защиты, так и для нападения.
3. Согласно выдвинутой некоторыми учёными так называемой «гипотезе водной обезьяны» человек мог произойти от обезьян, которые добывали пищу в воде. Хотя в целом эту гипотезу большинство антропологов не поддерживают, некоторые факты могут говорить в её пользу. Найдите в доступных источниках информацию об этом и подготовьте сообщение.
Хотя большинство антропологов не поддерживают эту гипотезу, некоторые факты действительно могут свидетельствовать в её пользу. Согласно данной теории, предки человека могли пройти через полуводную стадию эволюции, что объясняет такие уникальные черты, как отсутствие густого волосяного покрова при наличии волос на голове, прямохождение, развитый подкожный жировой слой и способность сознательно задерживать дыхание. Эти адаптации могли сформироваться в результате добычи пищи в воде. Однако отсутствие прямых палеонтологических доказательств (например, останков с признаками ласт) делает эту гипотезу спорной, хотя находки древних гоминид вблизи водоёмов (как ардипитек) дают пищу для размышлений.
4. На основании текста параграфа сформулируйте определение понятия «социогенез».
Социогенезом называют процесс формирования и развития социальных структур и отношений в человеческом обществе. Это понятие включает в себя эволюцию от простых семейных групп к сложным социальным организациям, развитие языка как средства коммуникации, возникновение культурных норм и разделение труда.
5. Прочитайте следующий текст:
«Шимпанзе некоторых природных популяций используют для раскалывания орехов два орудия - камень-молоток и камень-наковальню. Оказалось, что этому навыку их обучают родители, при этом результат обучения зависит от способности ученика. Способность определяется объёмом так называемой рабочей памяти: это то количество идей, которыми индивидуум может оперировать одновременно. «Умные» шимпанзе осваивают манипуляции с тремя объектами - орехом, молотком и наковальней. «Глупые» могут оперировать только с двумя - орехом и камнем, а на мягкой почве это не приводит к успеху. Объём рабочей памяти современного человека – около семи идей».
Что оказалось для вас новым или неожиданным? Как вы думаете, что способствовало увеличению объёма рабочей памяти человека?
Исследования показали удивительный факт: шимпанзе способны обучаться сложным навыкам, таким как использование камней для раскалывания орехов, причём этот навык передаётся через социальное обучение. Однако успешность освоения этого навыка напрямую зависит от объёма рабочей памяти особи. В то время как «умные» шимпанзе могут оперировать тремя объектами одновременно (орех, молоток и наковальня), у человека этот показатель достигает семи единиц информации. Увеличение объёма рабочей памяти у человека, вероятно, связано с развитием лобных долей мозга, необходимостью обработки сложных социальных взаимодействий и появлением языка, который структурирует мышление.
Как регулируется действие генов у эукариот? (Словарь.)
Каждый ген эукариот, помимо кодирующей области, имеет некодирующие регуляторные участки, которые находятся и перед геном, и после гена, и даже внутри гена. С ними могут взаимодействовать многочисленные регуляторные белки (факторы транскрипции), способные активировать или подавлять процесс транскрипции. Небольшие (менее 100 нуклеотидов) регуляторные РНК в ядре клетки участвуют в процессе «созревания» мРНК, в цитоплазме могут блокировать процесс трансляции.
Что такое комбинативная и мутационная изменчивость? (§ 6; Словарь.)
Комбинативная изменчивость – наследственная изменчивость, которая обеспечивается независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе, случайной встречей гамет при оплодотворении и рекомбинаций генов вследствие перекрёста хромосом.
Мутация – наследственное изменение генетического материала. Геномные мутации связаны с изменением числа хромосом. Хромосомные мутации – перестройки хромосом, которые могут заключаться в потере участка хромосомы (делеция), в удвоении участка хромосомы (дупликация), в повороте части хромосомы на 180° (инверсия), в обмене участками негомологичных хромосом (транслокация). Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Что такое генофонд? (§ 5.)
Генофонд представляет собой совокупность всех генетических вариантов (аллелей), присутствующих в популяции.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением