Параграф 24 ГДЗ Андреев Фёдоров 6 класс 2020 года (История)

Изображение §24. Упадок и возрождение русской культуры 1. Почему в русских землях после монгольского нашествия исчезли многие виды ремесла?Разорение Руси монголами и уплата...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Фёдоров 6 класс, Просвещение:
§24. Упадок и возрождение русской культуры

1. Почему в русских землях после монгольского нашествия исчезли многие виды ремесла?
Разорение Руси монголами и уплата тяжелой дани Золотой Орде затормозили культурное развитие русских земель. Многих ремесленников, как и зодчих, монголы угоняли в Орду. Особенно пострадало ювелирное ремесло и другие отрасли, обслуживавшие представителей знати.
2. Когда и как началось возрождение экономики и культуры Руси?
Рубеж XIII-XIV вв. стал временем начала культурного подъёма русских земель. В Твери, Новгороде и Пскове началось возведение каменных храмов. Москва и Тверь стали новыми центрами летописания. Передача права сбора дани великим князьям способствовала уменьшению разорения Руси. Это создавало возможности для возрождения экономики и культуры
страны.

1. Чем знаменита Новгородская первая летопись?
Потеря Русью независимости не помешала развитию традиций местного летописания. Именно к этому времени относится древнейший из дошедших до нас списков местных летописных сводов: Новгородская первая летопись, доведённая до середины XIVв.
2. Какова роль Твери и Москвы в общерусском летописании?
С переходом ярлыка на великое княжение в руки Ивана Калиты зародившаяся в Твери традиция общерусского летописания переместилась в Москву. Здесь приблизительно в 1389 г. был создан «Летописец великий русский». В него вошли сообщения из летописей Твери, Суздаля, Ростова, Смоленска, Рязани и Новгорода Великого. Однако в центре внимания находились «дела московские».

1. Благодаря каким трудам Епифаний Премудрый вошёл в историю отечественной литературы?
Выдающимся автором житий стал Епифаний Премудрый. Он был сначала учеником, а позднее духовником Сергия Радонежского. Епифаний Премудрый создал Житие Сергия Ра-
донежского. Ещё одно произведение Епифания Премудрого посвящено Стефану Пермскому. Этот деятель церкви сыграл большую роль в приобщении к христианству зырян (современных коми).
2. В чём заключаются особенности произведений, посвящённых Куликовской битве?
В конце XIV-XV в. был создан цикл произведений, посвящённых Куликовской битве. Одним из первых победу князя Дмитрия Донского воспел в «Задонщине» Софоний Рязанец. Образы его литературного труда во многом напоминают «Слово о полку Игореве». «Летописная повесть о Куликовской битве» расска-
зывает о жестоком сражении, в ней перечисляются имена павших князей и воевод, говорится о судьбе Мамая. Наиболее подробное описание Куликовской битвы содержится в «Сказании о Мамаевом побоище». Автор произведения восхваляет воинскую доблесть Дмитрия Ивановича, подчёркивает его роль в объединении русских земель.

1. Как Москва и Тверь соперничали в зодчестве?
Самым ярким свидетельством возрождения каменного строительства в Северо-Восточной Руси стала закладка Михаилом Ярославичем в 1285 г. в Твери собора Преображения Христова. При Юрии Даниловиче и Иване Калите началось создание целого храмового комплекса в Москве. В 1326 г. был построен Успенский собор, в 1329 г. - церковь Иоанна Лествичника, в 1333 г. возведён Архангельский собор. Одновременно зодчие построили храм Спаса Преображения на Бору. По указу Ивана Калиты в Москве возвели дубовые стены Московского Кремля (1339). При Дмитрие Донском началось строительство белокаменного Кремля.
2. Какие новые черты появились в новгородской архитектуре?
Символом возрождения каменного строительства в Новгороде стало возведение церкви Николы на Липне в 1292 г. Новгородские постройки ордынской эпохи, как правило, небольшие по своим размерам. Стремление новгородцев к нарядному, декоративному убранству зданий наиболее ярко проявилось в построенной в 1360-1361 гг. церкви Феодора Стратилата на Торговой стороне и в церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.).

1. Почему русские митрополиты отправляли иконописцев в европейские православные центры?
Вслед за возрождением каменного зодчества началось развитие живописи: каждый храм украшали фресками и иконами. Митрополиты Пётр и Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие православные центры.
2. Какие особенные черты отмечал в иконописце Феофане Греке Епифаний Премудрый?
Для фресок Феофана характерны неяркие, в основном красно-коричневые цвета, размашистые белые блики. Перед нами предстают образы святых - такие же суровые, как северная новгородская природа, как та эпоха, когда творил мастер. Изображённые им Иисус, ангелы, святые полны духовной энергии и внутренней силы. «Преславный мудрец, философ зело хитрый… среди иконописцев отменный живописец», - сказал о Феофане Епифаний Премудрый.

1. Прочитайте эпиграф:
1) Предположите, о какой «розни мира сего» упоминается в житии.
Я думаю, в житии упоминается о золотоордынском иге или татаро-монгольском нашествии как о “розни мира сего”.
2) Каковы пути предоления страха и розни? Можно ли слова жития воспринимать как призыв к объединению всех русских людей?
Чтобы преодолеть этот страх, человек должен был "воззреть на Святую Троицу". Я думаю, слова жития можно воспринимать как призыв к объединению, потому что люди должны вместе преодолеть страх верой в Бога.
2. Назовите города, где создавались летописи, появлялись выдающиеся произведения зодчества и иконописи.
К таким городам можно отнести Новгород, Москву, Тверь, Рязань, Смоленск.
3. С помощью дополнительных источников информации напишите небольшой рассказ на тему «Чем был знаменит Сергий Радонежский».
Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.
Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришёл к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. "Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить", – произнёс Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.
Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:
Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, "нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву", после чего открылся источник воды.
Воскрешение ребёнка. Один местный житель принёс Сергию больного сына. Но ребёнок умер. Убитый горем отец ушёл за гробом. "Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило", говорится в житии.
Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и "не хотел платить за него денег". Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал "заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь". Обещание не выполнил, и свиная туша несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.
4. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, расскажите о новгородской архитектуре.
Малый тип храма, сложившийся во второй половине XII — начале XIII века, продолжает определять облик зодчества и в XIV–XV веках, вплоть до 1478 года, когда Новгород утратил государственную независимость. В этот период развитие архитектуры окончательно стабилизируется. Неизменной остаётся структура четырёхстолпного, близкого в плане к квадрату, одноглавого храма с одной апсидой, выступающей за линию восточного фасада. В конце XIII — середине XIV века варьируются завершения фасадов: наряду с традиционным посводным (закомарным) перекрытием используется восьмискатная форма и, обретающее всё большую популярность, трёхлопастное завершение. Решительно изменяется с 60-х годов XIV века декорировка фасадов. Важные изменения происходят в технике строительства: вместо тонкой плинфы употребляется брусковый кирпич, а на смену известковому раствору с примесью кирпичной крошки приходит раствор с песчаным наполнителем. Основным материалом для кладки стен остаётся местная порода известняка и частично используемый кирпич. Грубоватая тёска известняка лишает стены новгородских храмов жёсткого геометризма, придаёт им особое пластическое обаяние. К этому следует добавить, что фасады далеко не всех новгородских храмов белились или обмазывались известью. В этом случае внешняя поверхность стен являла собой эффектную известняково-кирпичную мозаику. В кладке верхних частей здания (для их облегчения) часто употреблялись пустотелые горшки (голосники). Самыми распространёнными конструкциями перекрытия оставались купольный и цилиндрический своды. Особую роль в конструктивной системе здания играл свод в виде четверти цилиндра. Его отражением на фасадах являются боковые ветви трёхлопастного завершения, которое заметно усиливает динамику композиции, особенно в сравнении со спокойными формами закомар в домонгольских храмах.
После возведения церкви Николы на Липне в окрестностях города строится целый ряд храмов, архитектура которых свидетельствует о поисках зодчими в рамках традиционного типа новых композиционных решений. В церкви Николы Белого (1312 г.) появляется восьмискатная кровля, получившая широкое распространение лишь в XVI веке. Новизну композиционного решения церкви Спаса на Ковалеве (1345 г.) определяют три притвора, но при этом основной объём имеет посводное закомарное завершение. Во время войны храм был разрушен, при восстановлении его в первоначальном виде фасады оставлены неоштукатуренными, благодаря этому естественные качества строительного материала (цвет, фактура, контур каменного блока) с особой силой подчёркивают неповторимо новгородский характер образа. Неподалёку от ковалевской церкви находится церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.), построенная по заказу архиепископа Моисея. Зодчий этого храма практически отказался не только от декора, но и от обычного в новгородской строительной практике членения стены лопатками. Лаконизм архитектурного решения доведён в данном случае до своего предела. Во всех перечисленных постройках поиск зодчих ограничивался в основном объёмной композицией, вариантами фасадного решения. Пространственная композиция интерьера оставалась практически неизменной.
Расцвет новгородской архитектуры послемонгольского периода приходится на вторую половину XIV — начало XV века. К высшим достижениям новгородских зодчих этого периода относятся церковь Фёдора Стратилата (1361 г.), Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице (1374 г.), храм Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.). В них прежде всего обращает на себя внимание новое, более высокое, чем прежде, качество художественного решения. Удачно найденные пропорции, мерный ритм в группировке масс, ранее не виданное декоративное богатство фасадов привносят в прежнюю архитектурную схему черты праздничной торжественности. Стабильно повторяющееся трёхлопастное завершение кубической массы способствует сдержанной динамике композиции. На смену строгому лаконизму приходит разнообразие и нарядная праздничность в декорировке фасадов. Наружные стены вновь членятся лопатками в соответствии с внутренней структурой здания. Хоры, как и прежде, располагаются над западным поперечным нефом, наверх ведёт лестница в толще западной стены или же устроенная в северо-западном углу.
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) строительство Московского Кремля из белого камня;
Строительство Московского кремля из белого камня относится к 1367 году.
2) строительство первого Успенского собора в Московском Кремле;
Строительство первого Успенского собора в Московском Кремле относится к 1326 году.
3) строительство церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Строительство церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде состоялось в 1374 году.

1. Как выглядел Московский Кремль во времена Дмитрия Донского?
Кремль представлял из себя каменные стены, выдвинутые на 60 с лишним метров от предыдущих. В Кремле было 6 проездных башен и 3 ворот.
2. Расскажите о том, как происходило сооружение каменной
крепости.
Строители пользовались техникой забутовки, заливая известковым раствором «рваный» камень, поверх которого велась облицовка хорошо обтёсанными и тщательно пригнанными белокаменными блоками.

Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Что было основой культурного возрождения Руси - стремление к общерусскому единству или желание сохранить культурные традиции отдельных земель?
A. Подъём культуры был связан с тем, что русские мастера стали активно перенимать приёмы ремесла, книжного дела, архитектуры и изобразительного искусства, принятые в Орде и странах Востока.
Б. В основе культурного подъёма лежало стремление народа и правителей к общерусскому единству, обусловленное борьбой за национальную независимость.
B. Подъём культуры носил ограниченный характер, связи между отдельными русскими землями были нарушены, и культура каждой из них развивалась самостоятельно.
Я выбираю ответ Б. Рубеж XIII-XIV вв. стал временем начала культурного подъёма русских земель. В Твери, Новгороде и Пскове началось возведение каменных храмов. Москва и Тверь стали новыми центрами летописания. Передача права сбора дани великим князьям способствовала уменьшению разорения Руси. Это создавало возможности для возрождения экономики и культуры страны.

Как жили русские земли под властью Золотой Орды: переняли новые традиции в политике, хозяйстве и культуре или сохранили прежние основы?
A. Зависимость от Золотой Орды привела к временному упадку хозяйства русских земель и к подчинению князей ханской воле, но не сказалась на занятиях и духовной жизни населения Руси.
Б. Результатом ордынского владычества стало изменение политического строя Руси, отказ жителей русских земель от земледельческого хозяйства и православия.
B. Зависимость от Золотой Орды привела к тому, что в Северо-Восточной Руси стало распространяться кочевое скотоводство и утвердился ислам, а в других русских землях существенных изменений не произошло.
Я выбираю ответ А. В условиях ордынского владычества в Северо-Восточной Руси появились новые политические центры - Москва и Тверь. Их правители вели борьбу за великое княжение. Победу в этой борьбе одержала Москва. Московский князь Дмитрий Донской начал борьбу с ордынским владычеством. В 1380 г. объединённые силы русских земель одержали победу в Куликовской битве. Это был важный шаг на пути к освобождению Руси от власти Орды. Оправившись от последствий монгольского нашествия, жители Руси восстанавливали хозяйство, возрождали культурные традиции. При этом люди продолжили жить привычной жизнью, власть князей также сохранилась.

1. Европеец, побывавший в Монгольской империи, писал: «Мы видели при дворе императора, как знатный муж Ярослав, великий князь Руссии (и другие визитёры. - Авт.), не получал среди них никакого должного почёта…» О каком русском князе идёт речь в тексте? Чем закончилась для князя поездка в Орду?
В тексте идет речь о Ярославе Всеволодовиче. В 1243 г. получил от Бату утверждение на великокняжение. Пo сведениям русских летопиceй князь Ярослав был отравлен в Орде и умер через неделю после выезда оттуда, 30 сентября 1246 г.
2. В 1781 г. указом императрицы Екатерины II был утверждён герб города Дмитрова: «В верхней части щита герб Московский. В нижней - четыре княжеские короны, в горностаевом поле, в память бывшего в оном городе знаменитого четырёх Российских князей съезда». Когда и по какому поводу был созван съезд русских князей? Кто принимал участие в съезде? Каковы были его итоги?
Съезд состоялся в 1301 году с целью прекращения княжеских междоусобиц. Участие в съезде принимали князь Андрей Александрович, Михаил Ярославич, Даниил Александрович, Иван Дмитриевич. Съезд князей не решил проблемы и через четыре года братоубийственная война возобновилась.
3. «Я грешный, ничтожный раб Божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду… А завещаю тебе, сыну моему Семёну, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после Бога ты будешь о них заботиться». Почему Иван Калита написал духовную грамоту перед поездкой в Орду?
Иван Калита написал духовную грамоту перед поездкой в Орду, потому что он понимал, что может не вернуться оттуда. Князей часто убивали в Орде, и с Калитой могло произойти то же.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением