Упр.22 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 22. Внимательно прочитайте отрывок из книги «Последняя ступень» русского писателя и публициста Владимира Алексеевича Солоухина (1924-1997).Есть закон — если за столом...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
22. Внимательно прочитайте отрывок из книги «Последняя ступень» русского писателя и публициста Владимира Алексеевича Солоухина (1924-1997).
Есть закон — если за столом сидит больше семи человек, то стол начинает дробиться на разговорные группы, на разговорные очаги. Надо тогда говорить самому, объединять всех, если не процессом общего разговора, то процессом общего слушания.
За столом сидело более десяти человек. Тогда я понял, что нужно объединяющее начало. Не бог весть какое я произнёс слово, но всё же, пока я говорил, было тихо, слушали.
— Может случиться, что на улице меня остановит милиционер. Остановит и спросит, кто я такой? Я покажу ему свои документы. Вот — паспорт. Имя, год рождения, место рождения. Вот удостоверение о том, что я член редколлегии «Литературной газеты». В дальнейшем я могу показать книги, которые я написал, и он получит полное представление о том. что я и кто я... Но если окажется, что все документы я забыл дома? Бывали же случаи на фронте, когда человек без документов оказывался в расположении другой части и был обречён если не на самый худший исход, то на злые мытарства. Бывают, видимо, кульминационные, а может быть, трагические моменты в истории каждого народа, когда ему надо держать ответ, когда ему надо брякнуть своими документами, а кто же он такой, этот народ? Вот спросят меня за границей, кто я? Отвечу — русский.
— А что такое — русский?
— Ну... Русский — это Андрей Рублёв. Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Менделеев, Шаляпин, Рахманинов, Чайковский.
При необходимости более подробного ответа можно напомнить и подробнее, что же такое русский. Это города: Москва, Петербург, Киев, Новгород, Нижний Новгород, Тобольск, Вологда; это Александр Невский, Минин, Пожарский, Бородино, Сергий Радонежский, Куликово поле, более свежая слава — Сталинград... Проще говоря, народ — это то, что он сотворил, создал, свершил за всю свою многовековую историю.
— Так что же значит — лишить народ прошлого? Это значит раздеть его догола и выпустить без документов, без всякой одежонки на холодный, жестокий ветер истории. Как же он докажет, кто он и что он? Но разве не то же самое происходит, когда наши великие города лишаются своего лица, когда забываются наши песни, когда к общему знаменателю приводится наш язык, приводится к среднеграмматическому, выхолощенному, бездушному языку. Лишить народ его прошлого — это значит оставить его без документов, выпустить его голым. Недавно в нашем селе — застолье, так называемая складчина. Сидят мужики и бабы, дело дошло до песен. А петь уже не умеют. Орут кто во что горазд. И это пение? Русское многоголосое пение, с верхами, с низами, с душой? Но народ, разучившийся петь свои народные песни, не теряет ли права называться уже народом, не превращается ли он просто в население данной страны?
Я понимаю, что говорю жестокие вещи. Но так ли уж я не прав?
(По В. Солоухину)
1. Определите тему текста.
Тема текста: роль культуры, истории и языка в формировании идентичности народа. Автор рассуждает о том, как важно сохранять культурное наследие и передавать его из поколения в поколение, чтобы народ не потерял свою уникальность и самобытность.
2. На какие логико-смысловые части его можно разделить? Как, по мнению автора, выражается национальное самосознание человека, народа в целом? Какой можно сделать вывод о взаимосвязи истории, культуры и языка?
На какие логико-смысловые части его можно разделить?
Текст можно разделить на следующие логико-смысловые части:
1. Введение: автор рассуждает о важности языка как отражения духовной жизни народа и его культуры.
2. Основная часть:
- описание ситуации за столом, где автор приходит к выводу о необходимости объединяющего начала.
- рассуждения о значении документов для идентификации личности и аналогии с ролью культурного наследия для идентификации народа.
- примеры культурного наследия, которые формируют идентичность русского народа.
- вопрос о том, что происходит, когда народ лишается своего прошлого, и сравнение этого процесса с утратой культурного наследия.
3. Заключение: автор возвращается к теме застолья и пения народных песен, подчёркивая важность сохранения культурного наследия для поддержания идентичности народа.
Как, по мнению автора, выражается национальное самосознание человека, народа в целом?
Автор считает, что национальное самосознание человека и народа выражается через язык, культуру, историю и духовное наследие. Он утверждает, что язык является не только средством общения, но и выражением духовной жизни народа, его культуры, истории и любви к родине. Усвоение языка позволяет глубже понять характер и особенности народа, его отношение к природе и окружающему миру, а также его духовную жизнь и историю.
Автор также подчёркивает важность культурного наследия, такого как литература, искусство, музыка и народное творчество, для формирования идентичности народа. Он приводит примеры великих людей и событий, которые стали символами русской культуры и истории, и задаётся вопросом о том, что происходит, когда народ лишается своего прошлого и культурного наследия.
Какой можно сделать вывод о взаимосвязи истории, культуры и языка?
Взаимосвязь истории, культуры и языка является сложной и многогранной. Язык отражает культуру и историю народа, позволяя не только обмениваться информацией, но и выражать и передавать идеи, ценности и традиции. Он также является отражением социально-исторических процессов, происходивших на определённых этапах развития общества.
Исследование языка позволяет глубже понять сущность культуры и истории народа, расширяя наши знания о них. Методы исследования, такие как сравнительно-исторический анализ, количественные и качественные методы, этнографический метод и анализ дискурса, помогают более глубоко изучить взаимосвязь культуры, истории и языка, выявляя важные особенности в использовании языка в различных социальных контекстах.
Таким образом, язык, культура и история неразрывно связаны, и изучение их взаимосвязи позволяет получить более полное представление о национальном самосознании и идентичности.
3. При каких условиях, по мнению В. Солоухина, народ может превратиться «просто в население данной страны»? Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из текста.
Автор текста считает, что народ может превратиться «просто в население данной страны» при условии утраты своего культурного наследия и исторического прошлого. Это может произойти, когда люди забывают свои народные песни, теряют способность петь их вместе, когда города лишаются своего лица, а язык становится выхолощенным и бездушным.
Это мысль можно проиллюстрировать следующими цитатами:
«Лишить народ его прошлого – это значит оставить его без документов, выпустить его голым. Недавно в нашем селе застолье, так называемая складчина. Сидят мужики и бабы, дело дошло до песен. А петь уже не умеют. Орут кто во что горазд. И это пение? Русское многоголосое пение, с верхами, с низами, с душой?»
«Но народ, разучившийся петь свои народные песни, не теряет ли права называться уже народом, не превращается ли он просто в население данной страны?»
4. Напишите сочинение в формате ЕГЭ.
В предложенном тексте автор поднимает важную тему национального самосознания и его выражения через язык, культуру и историю. Он обращает внимание на то, что язык является не только средством общения, но и хранителем духовной жизни народа, его культуры и истории. Усвоение языка позволяет глубже понять характер и особенности народа, его отношение к природе и окружающему миру.
В. Солоухин подчёркивает, что культурное наследие, такое как литература, искусство, музыка и народное творчество, играет ключевую роль в формировании идентичности народа. Он приводит примеры великих людей и событий, ставших символами русской культуры и истории, и задаётся вопросом о том, что происходит, когда народ лишается своего прошлого и культурного наследия.
Взаимосвязь истории, культуры и языка является сложной и многогранной. Исследование языка позволяет глубже понять сущность культуры и истории народа, расширяя наши знания о них. Таким образом, язык, культура и история неразрывно связаны, и изучение их взаимосвязи позволяет получить более полное представление о национальном самосознании и идентичности.
Однако автор также отмечает, что утрата культурного наследия и исторического прошлого может привести к тому, что народ превратится «просто в население данной страны». Это подчёркивает важность сохранения и передачи культурного наследия будущим поколениям.
Я согласна с позицией автора о том, что национальное самосознание выражается через язык, культуру и историю. Эти аспекты тесно взаимосвязаны и формируют уникальную идентичность каждого народа. Например, русский язык богат и разнообразен, он отражает глубокие культурные и исторические корни России. Русская литература, искусство и музыка являются частью мирового культурного наследия и вносят значительный вклад в мировую культуру. Они позволяют нам лучше понять русскую душу и национальный характер.
В заключение можно сказать, что текст заставляет задуматься о важности сохранения культурного наследия и исторического прошлого для поддержания национального самосознания и идентичности. Это особенно актуально в современном мире, где глобализация и технологические изменения могут привести к утрате культурных традиций и обычаев.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением