Упр.20 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 20. Прочитайте текст.Язык — это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
20. Прочитайте текст.
Язык — это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых3, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, — сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке
и закрепляется в языке.
(А. Леонтьев)
О каких функциях языка говорит автор? Можно ли утверждать, что те же функции присущи и речи? Аргументируйте свой ответ.
О каких функциях языка говорит автор?
Автор говорит о трёх основных функциях языка:
1. Коммуникативная функция – язык служит средством обмена мыслями и идеями между людьми в процессе совместной деятельности.
2. Культурно-историческая функция – язык помогает сохранять и передавать накопленный общественный опыт и знания от поколения к поколению.
3. Эмоционально-экспрессивная функция – язык позволяет человеку выражать свои чувства, эмоции и переживания, делая их доступными для понимания другими людьми.
Можно ли утверждать, что те же функции присущи и речи? Аргументируйте свой ответ.
Да, можно утверждать, что те же функции присущи и речи, однако с некоторыми уточнениями и особенностями. Речь, как и язык, выполняет коммуникативную функцию, позволяя людям обмениваться мыслями, идеями и информацией. Это основа для любого общения и взаимодействия между людьми.
Речь также участвует в сохранении и передаче культурного наследия и исторического опыта. Через рассказы, легенды, мифы и другие формы устной традиции, речь способствует сохранению и передаче знаний и ценностей от одного поколения к другому.
Однако, в отличие от языка, который является более стабильной и абстрактной системой знаков, речь более динамична и индивидуальна. Она может варьироваться в зависимости от контекста, ситуации общения, эмоционального состояния говорящего и многих других факторов. Речь также позволяет более точно и ярко выражать эмоции, чувства и переживания, благодаря использованию интонаций, пауз, громкости голоса и других паралингвистических средств.
Таким образом, хотя речь и выполняет те же основные функции, что и язык (коммуникативную, культурно-историческую и эмоционально-экспрессивную), она делает это в более конкретном и индивидуализированном виде, что позволяет ей быть более гибкой и адаптивной к различным ситуациям общения.
1. Начертите схему подчёркнутого предложения; определите типы придаточных предложений и разновидность подчинения.
(когда?) (Когда вы учитесь в школе)1, [вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам]2, (по учебникам (каким?) (где необходимые сведения изложены в языковой форме)3.
1-е придаточное предложение является придаточным времени.
3-е придаточное предложение является придаточным определительным.
Части сложноподчинённого предложения соединены при помощи неоднородного подчинение (оба придаточных предложениях относятся к одному, главному, предложения, однако отвечают на разные вопросы).
(Когда - =)1, [- =]2, (где - =)3.
2. Определите ведущий тип речи в данном отрывке. Аргументируйте свой ответ.
Ведущий тип речи в данном отрывке – рассуждение. Это подтверждается наличием тезисов, аргументов и выводов, которые последовательно излагаются автором. В тексте приводятся размышления о роли языка в жизни общества и человека, а также аргументы, подтверждающие важность языка для общения, сохранения и передачи коллективного опыта, выражения мыслей, чувств и эмоций.
3. Определите лексическое значение выделенного слова. Можно ли утверждать, что слова «потомок» и «потом» являются этимологически родственными? Проведите самостоятельное лингвистическое исследование; подтвердите или опровергните эту гипотезу. Оформите свои изыскания в жанре научной мини-статьи.
Определите лексическое значение выделенного слова.
Потомок – человек по отношению к своим предкам; тот, кто происходит по рождению от кого-либо.
Можно ли утверждать, что слова «потомок» и «потом» являются этимологически родственными? Проведите самостоятельное лингвистическое исследование; подтвердите или опровергните эту гипотезу. Оформите свои изыскания в жанре научной мини-статьи.
Этимологическое родство слов «потомок» и «потом»
В русском языке существуют два слова, которые могут показаться связанными друг с другом по смыслу и происхождению: «потомок» и «потом». Однако, проведя небольшое лингвистическое исследование, можно выяснить, действительно ли они имеют общее этимологическое происхождение.
Слово «потомок» происходит от слова «потом», которое, в свою очередь, образовано сложением предлога «по» и местоимения «тот». Таким образом, «потомок» буквально означает «тот, кто будет после нас», то есть представитель следующего поколения. Это подтверждает предположение о том, что оба слова имеют общую этимологическую основу.
Однако, несмотря на кажущуюся очевидность связи между этими словами, стоит отметить, что их происхождение и развитие в языке могли происходить независимо друг от друга. Возможно, изначально существовало только слово «потом», которое впоследствии стало основой для образования слова «потомок».
Для подтверждения или опровержения этой гипотезы необходимо провести более глубокое исследование, включая анализ исторических документов и лингвистических данных. Однако на основе имеющихся сведений можно предположить, что слова «потомок» и «потом» действительно имеют общее этимологическое происхождение и связаны друг с другом по смыслу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что слова «потомок» и «потом» являются этимологически родственными. Они происходят от общего корня и имеют сходное значение, связанное с последовательностью поколений и временем. Это подтверждает важность изучения этимологии слов для понимания их происхождения и развития в языке.
Морфологический анализ слова:
Во-вторых
1. Во-вторых – в данном контексте является вводным словом. Выражено наречием. Однако вводные слова не вступают в связь с другими членами предложения, следовательно, морфологический анализ слова невозможен. В качестве вводного слова обозначает последовательность мыслей. Не является членом предложения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением