Упр.202 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2014)
Решение #4 (Учебник 2014)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Какие непонятные диалектные слова встретились вам в рассказе? Выпишите их и расскажите, как вы понимаете их значения. Используйте сведения, данные на полях.
В гости к поморам
Изба их стоит на берегу реки. С берега вокруг поморской избы располагается двор с разными хозяйственными строениями. В каждом дворе обязательно есть сенник (сарай для сена) и сетница (амбар на сваях для хранения сетей)
Заходим по крылечнику в избу. Радушные хозяева встретят нас, помогут снять мокрую одежду, в печурку положат сушиться катанки (так здесь валенки называются) и рукавицы. Потом нас пригласят к столу. И чего только здесь нет. и уха, и брусника мочёная, и жареная рыба (по-местному «жарёха»)!
После вкусного да сытного обеда зададим вопросы хозяйке о дедах и прадедах, чтобы узнать, чем занимались поморы, как жили. И поведает нам хозяюшка: «Жили больше на тонях, рыбу ловили; карбас был, на нём в море ходили. Дома держали дойнуху, чтоб молоко давала. В страдную пору сено косили. Работали и мужики и бабы. Ребятишки на огородах картошку обрабатывали, огурцы поливали, капустицу. А осенью сначала, конечно, смотренье, уговор. Потом уж и свадебничали. Вывожальница невесту выводит, а уж она красна! Стряпея бегает, угощает всех.
А как плясали-то! Зачиналыцица песни начинает, подхватывают все. Старухи коротушки поют. Весело. Баско».
Выпишем диалектные слова и дадим им толкование:
- сенник - сарай для сена
- сетница - помещение для сетей
- крылечник - крыльцо
- печурка - печь
- катанки - валенки
- жарёха - жареная рыба
- тони - места для рыбалки
- карбас - небольшое судно
- дойнуха - дойное домашнее животное
- страдная - урожайная
- смотренье - смотрины
- вывожальница - та, которая выводит невесту
- стряпея - повариха, кухарка
- зачинальщица - начинающая петь
- коротушки - частушки
- баско - хорошо
1. Почему значения некоторых диалектных слов можно понять без специальных объяснений и без словарей.
Значение некоторых диалектных слов можно понять без словаря, поскольку они по звучанию и написанию похожи на свои общеупотребительные синонимы.
2. Какое из диалектных слов соотносится с общеупотребительным разговорным глаголом стряпать — готовить еду?
Диалектизм стряпея соотносится с общеупотребительным разговорным глаголом стряпать.
Стряпея - та, что готовит еду, кухарка, повариха.
3. Какое из диалектным слов можно заменить общеупотребительным синонимом смотрины - старинный обряд знакомства жениха и его родственников с невестой? Укажите, к каким ещё диалектным словам можно подобрать общеупотребительные синонимы.
Диалектное слово смотренье можно заменить общеупотребительным словом смотрины.
Укажем, к каким ещё диалектным словам можно подобрать общеупотребительные синонимы:
- сенник - сарай для сена
- печурка - печь
- крылечник - крыльцо
- катанки - валенки
- жарёха - жареная рыба
- тони - места для рыбалки
- карбас - небольшое судно
- дойнуха - дойное домашнее животное
- стряпея - повариха, кухарка
- зачинальщица - начинающая петь
- коротушки - частушки
- баско - хорошо
4. Определите, в каком значении употребляется в тексте слово красна.
Красна - красивая.
Восстановите фразеологизмы, вписав в них названия животных.
Сказка про белого ..., ... на смех, делить шкуру неубитого ..., как с ... вода, пишет как ... лапой, ... носа не подточит, надуться как ... на крупу.
Слова для справок: медведь, курица, комар, гусь, куры, бычок, мышь.
Составьте и запишите три предложения с любыми из этих фразеологизмов. Подчеркните фразеологизмы как члены предложения.
Ответ 1
1. Не могу разобрать ни слова в его сочинении: вроде уже в старших классах, а всё пишет как курица лапой.
2. Ты мне не рассказывай тут сказку про белого бычка, я знаю прекрасно, что ты ничего не подготовил.
3. Все по шапке получили из-за его оплошности, а ему ничего, стоит, усмехается, всё как с гуся вода.
Ответ 2
Восстановим фразеологизмы, вписав в них названия животных:
- сказка про белого бычка
- курам на смех
- делить шкуру неубитого медведя
- как с гуся вода
- пишет как курица лапой
- комар носа не подточит
- надуться как мышь на крупу
Составим и запишем предложения с данными фразеологизмами:
Эта сказка про белого бычка мне уже надоела.
Работа, которую он сдал учителю, просто курам на смех.
Незачем делить шкуру неубитого медведя, пока работа не закончена.
За прогул урока наказаны были все, а Свете всё как с гуся вода, никакого наказания.
Раньше я писала как курица лапой.
Всё было сделано настолько качественно, что и комар носа не подточит.
Ну что ты надулась как мышь на крупу?
Подчеркнём фразеологизмы как члены предложения:
Эта сказка про белого бычка мне уже надоела. (есть что?) сказка про белого бычка)
Работа, которую он сдал учителю, просто курам на смех. (работа (какова?) курам на смех)
Незачем делить шкуру неубитого медведя, пока работа не закончена. (что делать?) делить шкуру неубитого медведя)
За прогул урока наказаны были все, а Свете всё как с гуся вода, никакого наказания. (есть что?) как с гуся вода)
Раньше я писала как курица лапой. (писала (как?) как курица лапой)
Всё было сделано настолько качественно, что и комар носа не подточит. (есть что?) комар носа не подточит)
Ну что ты надулась как мышь на крупу? (ты (что сделала?) надулась как мышь на крупу)
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением