Ответы на вопросы и задания §18 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
1. Как организм человека защищается от микроорганизмов?
Первым барьером на пути нападающих оказываются кожа и слизистые оболочки. Выделения потовых и сальных желёз кожи губительны для многих микробов. Слёзы, слюна, соляная кислота в желудке и ряд других веществ, выделяемых слизистыми оболочками, также вредны для микробов. Наряду с этим действует и «экологическая защита»: на коже и слизистых у человека находятся «свои» микроорганизмы, уничтожающие вредных для человека микробов.
Вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.
2. Что такое иммунитет?
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.
3. Что происходит при воспалении и общем инфекционном заболевании? Кто является бацилло- или вирусоносителем?
При воспалении происходит покраснение поражённого участка: расширяются капилляры, и к этому месту усиленно притекает кровь. Повышается местная температура, раздражаются рецепторы, вызывающие ощущение боли. К воспалённому участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей — начинается фагоцитоз. При этом вокруг скопления микробов образуется мощный защитный вал из лейкоцитов и макрофагов. Внутри этого вала происходит уничтожение возбудителей. При этом гибнет и часть клеток крови. Смесь из погибших микробов и фагоцитов и представляет собой всем известный гной.
После попадания в организм инфекции больной некоторое время не чувствует каких-либо изменений. Это скрытый период болезни. В это время происходит, с одной стороны, размножение возбудителя, а с другой — нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений. Болезнь не наступит, если антителам удастся в самом начале подавить размножение возбудителя. В противном случае постепенно развиваются симптомы болезни (иногда это происходит резко). В этот острый период в организме происходит интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. В стадии выздоровления антитела начинают сдерживать размножение возбудителя и нейтрализуют его яды. Наступает облегчение, а затем выздоровление.
Бацилло- и вирусоносителями становятся люди, перенёсшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов.
Вопросы
1. Что такое иммунитет?
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.
2. К какой форме иммунитета относится фагоцитоз?
Неспецифический (клеточный) иммунитет осуществляется лейкоцитами путём фагоцитоза.
3. Какие клетки образуют антитела?
В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, выделяют в кровь антитела.
5. Что такое воспаление? Каковы его признаки?
Воспаление – местная реакция, поражающая орган или часть его, вызванная проникающими в организм микробами, которые сначала сосредоточиваются в одном месте.
6. Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?
Инфекционные заболевания – заболевания, поражающие весь организм, вызванные живыми возбудителями: вирусами, бактериями, грибами.
Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета.
7. Что такое «ворота инфекции»?
«Ворота инфекции» – путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм.
8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
Бацилло- и вирусоносители могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить болезнетворных микроорганизмов до конца.
Задания
1. Болели ли вы какими-либо «детскими» болезнями? Какие симптомы позволили поставить вам диагноз? Как проходил процесс выздоровления? Если вы болели в раннем детстве и не помните этого, расспросите своих родителей.
В детстве я болел ветрянкой. В период болезни у меня повышалась температура, болела голова, пропадал аппетит, была тошнота, все тело покрывалось пузырьками с жидкостью, которые очень сильно чесались. Процесс выздоровления начался, как только перестали появляться новые папулы (сыпь), а старые лопались, покрывались корочками и отпадали примерно через неделю.
2. Проанализируйте рисунок 59. Ответьте на вопросы:
1) Можно ли назвать изображённый на рисунке процесс воспалением?
1) Можно, так как попадание инородного тела вызвало местную реакцию.
2) К воспалённому участку с кровью прибывают лейкоциты крови и макрофаги из тканей — начинается фагоцитоз. При этом вокруг скопления микробов образуется мощный защитный вал из лейкоцитов и макрофагов. Внутри этого вала происходит борьба лейкоцитов с микробами. При этом гибнет и часть клеток крови. Смесь из погибших микробов и фагоцитов и образуют гной.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением