Ответы на вопросы и задания §19 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §19. Иммунология на службе здоровья1. Чем занимается иммунология?Иммунология занимается изучением иммунитета.2. Как появились вакцины и лечебные сыворотки?Первую...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§19. Иммунология на службе здоровья
1. Чем занимается иммунология?
Иммунология занимается изучением иммунитета.
2. Как появились вакцины и лечебные сыворотки?
Первую вакцину изобрёл английский учёный Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и втёр её в царапину на коже мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус чёрной оспы.
Продолжил дело Э.Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822— 1895). Он первый понял, что возбудителями многих инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в лёгкой форме, то в дальнейшем человек, перенёсший однажды такую болезнь, окажется невосприимчив к этому заболеванию. Опыты подтвердили эту мысль.
3. Чем искусственный иммунитет отличается от естественного?
Искусственный иммунитет может быть только приобретённым. Естественный иммунитет– природный.
4. Почему возникает аллергия?
Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию: в организме начинают образовываться антитела. Они прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов. При вторичном попадании аллергена в организм эти антитела образуют с ним комплексы «антиген — антитело». При этом выделяются вещества, повреждающие клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Возникают покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведёт к насморку и чиханию, раздражение слизистой бронхов — к кашлю и усиленному выделению мокроты.
5. Что такое совместимость тканей и почему при переливании крови надо учитывать группу крови донора и больного?
Попытки пересадить ткань от одного человека другому предпринимались давно. Однако даже при удачно сделанной операции пересаженная ткань через некоторое время отторгалась. Причиной была иммунная реакция. Чужая ткань по биохимическому составу несколько отличалась от ткани пациента. Этого было достаточно, чтобы некоторые химические соединения ткани воспринимались в организме как антигены.
С проблемой тканевой совместимости врачи столкнулись и при переливании крови. Первые попытки переливания крови непосредственно от одного человека (донора) к другому (реципиенту) были предприняты ещё в XIX в. Однако часто при этом эритроциты больного, которому переливали чужую кровь, слипались, и человек погибал.

Оказалось, что существует четыре разные группы крови — 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV), отличающиеся биохимическим составом. Принадлежность к той или иной группе обусловлена наличием на мембранах эритроцитов особых белков — антигенов (агглютиногенов) А и В и растворённых в плазме антител (агглютининов) ? и ?.
При взаимодействии одноимённых антигенов и антител (например, А и ?) эритроциты склеиваются (агглютинируют). Долгое время считалось, что люди с I группой крови являются универсальными донорами, потому что в их крови нет ни антигена А, ни антигена В, а люди с IV группой крови — универсальные реципиенты, потому что у них уже присутствуют оба возможных антигена. Однако в настоящее время пациенту стараются переливать кровь только своей группы.

Вопросы
1. Какова заслуга Э.Дженнера и Л.Пастера в изобретении вакцины?
Эдуард Дженнер (1749 — 1823) – английский учёный, который изобрёл первую вакцину. Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Продолжил это дело французский микробиолог Луи Пастер (1822— 1895). Он первый понял, что возбудителями многих инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то.
2. Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку?
Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия (например, антидифтерийная сыворотка не предохранит от других инфекционных заболеваний).
3. Что такое аллергия и как она возникает?
Аллергия – повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды, например к продуктам питания, пахучим веществам, медицинским препаратам, предметам бытовой химии. Вещество, вызывающее аллергию, называют аллергеном. Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию: в организме начинают образовываться антитела. Они прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов. При вторичном попадании аллергена в организм эти антитела образуют с ним комплексы «антиген — антитело». При этом выделяются вещества, повреждающие клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Например, раздражение слизистой полости носа ведёт к насморку и чиханию,
раздражение слизистой бронхов — к кашлю и усиленному выделению мокроты.
Аллергеном может быть цветочная пыльца, комнатная пыль, стиральные порошки, корм для рыб, шерсть собаки или кошки, антибиотики, выбросы городских и сельских предприятий.
4. Почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов?
Тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов из-за иммунной реакции. Чужая ткань по биохимическому составу несколько отличается от ткани пациента.
5. Какие группы крови имеются у человека?
Существует четыре разные группы крови — 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV), отличающиеся биохимическим составом.
6. Как можно объяснить конфликт между резус-положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом?
Резус-конфликт может произойти между резус-положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом в том случае, когда мать резус-отрицательна, а отец резус-положителен.
7. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу крови и резус-фактор? Знаете ли вы свою группу крови и резус-фактор?
Если при переливании крови от одного человека (донора) к другому (реципиенту) не учитывать группу крови, то эритроциты больного, которому переливают чужую кровь, слипнутся, и человек может погибнуть.
Если человеку с резус-отрицательной кровью перелить резус-положительную кровь, в его организме начнётся выработка антител против резус-фактора. Поэтому резус-отрицательным пациентам можно переливать только резус-отрицательную кровь.
8. Существует ли у вас аллергия на какие-либо вещества или продукты? Какие меры необходимо соблюдать для предупреждения развития аллергической реакции?
У меня нет аллергии ни на какие вещества или продукты. Для предупреждения развития аллергической реакции нужно: по возможности не взаимодействовать с аллергенами, применять противоаллергические препараты.
9. Подумайте, что произойдёт, если человеку с резус-положительной кровью перелить резус-отрицательную кровь.
Думаю, что ничего плохого не произойдет.
Кровь людей, у которых в эритроцитах имеется белок, называют резус-положительной, а кровь людей, в эритроцитах которых он отсутствует, — резус-отрицательной. Если человеку с резус-отрицательной кровью перелить резус-положительную кровь, в его организме начнётся выработка антител против резус-фактора. Поэтому резус-отрицательным пациентам можно переливать только резус-отрицательную кровь.

Задания
1. На рисунке 60 показан процесс приготовления противодифтерийного антитоксина, состоящего из антител, нейтрализующих дифтерийный яд. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1) Что находится в колбе, содержимое которой вводят лошади несколько раз, постепенно увеличивая дозу?
Дифтерийный яд.
2) Что происходит в организме лошади в ответ на введение этого вещества?
В организме лошади вырабатываются антитела против дифтерийного яда — антитоксины.
3) Как обрабатывают кровь лошади, чтобы получить антидифтерийный антитоксин?
Кровь освобождают от форменных элементов, получают плазму крови, удаляют фибриноген.
5) Какой тип иммунитета вырабатывается у больного, которому ввели антидифтерийный антитоксин?
У больного, которому ввели антидифтерийный антитоксин, вырабатывается искусственный иммунитет.

2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение о работах Э. Дженнера и Л. Пастера.
Эдвард Энтони Дженнер (1749 — 1823) — английский врач, разработал вакцину против натуральной оспы, прививая неопасный для человека вирус коровьей оспы. Первый руководитель ложи оспопрививания в Лондоне (1803).
Луи Пастер (1822 — 1895) — французский химик и микробиолог, член Французской академии («бессмертных»; 1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней животных и человека, стал одним из основоположников микробиологии, создателем научных основ вакцинации и вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путём доказав невозможность этого. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением