Упр.18 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из рассказа «Летний паводок». Определите его тему и основную мысль. Найдите предложения, подтверждающие ваш ответ.Дождь лил в безветрии, из...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа «Летний паводок». Определите его тему и основную мысль. Найдите предложения, подтверждающие ваш ответ.
Дождь лил в безветрии, из однотонного, студенистого неба. Шум стоят всю ночь. К утру стало тихо. Только обильно капало с деревьев.
Дождь прошёл, а у реки начиналось самое гулянье. Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива. Но все же речка наша слишком мала, чтобы даже в такое половодье всерьёз навредить людям.
Я пошел вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. В одном месте я остановился. Вода в этом месте ударялась о загнутый берег, ходила кругами. До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк. Я прислушался и понял, что пищит не одно существо, а несколько, и где-то очень близко, чуть ли не у моих ног. Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего, самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.
Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте, глядела на меня своими чёрными глазами выхухоль. Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь держала её, как на нитке. Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!
Я наконец ушёл, чтобы не мешатьматери делать своё извечное дело - спасать своих детей. (По В. Солоухину)
Тема отрывка из рассказа «Летний паводок» В. Солоухина – паводок после дождя залил норку выхухоли: «В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши…Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте, глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль».
Основная мысль – любая мать всегда спасает своих детей: «Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло т быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно! Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей».

2. Озаглавьте текст так, чтобы заголовок оражал его тему или основную мысль.
Заголовок – «Детёныши в опасности».

3. К какому типу и стилю относится данный текст? По каким признакам вы это определили?
Тип речи – повествование. К тексту можно задать вопрос: «Что произошло?». События в тексте развиваются последовательно. Можно выделить завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Стиль текста – художественный, в нём использованы средства выразительности: эпитеты (из студенистого неба; при дружном таянии; крохотную ямочку; крохотные существа, беспомощные; невидимая связь, для осторожного, пугливого зверька; извечное дело матери), метафоры (глядела чёрными бусинками), сравнение (существа, беспомощные, как все детёныши; невидимая связь держала её, как на нитке); олицетворение (шум стоял, речка мала, чтобы навредить людям).

4. Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи для этого используются? Выпишите из текста глаголы, которые обозначают последовательность действий. Определите их вид и время. Сделайте вывод.
Предложения в первом абзаце связаны параллельной связью. Средства связи: в первом и втором предложениях прямой порядок слов; третье и четвёртое предложения безличные.
Во втором – шестом абзацах последовательная связь. Средства связи: местоимения (выхухоль - она), лексический повтор (я – я – моего – я – я; она – она), формы одного и того же слова (у реки, на реке; мне , на меня, со мной, от меня), однокоренные слова (на реке, речка; писк - пищит), синонимы (разлива – в половодье); антонимы (огромным - крохотные), прямой и обратный порядок слов (До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк. – Я прислушался и понял, что пищит не одно существо, а несколько, и где-то очень близко, чуть ли не у моих ног.).
Глаголы, обозначающие последовательность действий: лил (несов. в., пр. вр.), стоял (несов. в., пр. вр.), стало (несов. в., пр. вр.), капало (несов. в., пр. вр.), прошёл (сов. в., пр. вр.), начиналось (несов. в., пр. вр.), пошёл (сов. в., пр. вр.), остановился (сов. в., пр. вр.), ударялась (несов. в., пр. вр.), ходила (несов. в., пр. вр.), стал (сов. в., пр. вр.), прислушался (сов. в., пр. вр.), понял (сов. в., пр. вр.), увидел(сов. в., пр. вр.), захотелось (сов. в., пр. вр.), поплыла (сов. в., пр. вр.), вернулась (сов. в., пр. вр.), держалась (несов. в., пр. вр.), ушёл (сов. в., пр. вр.).
В тексте использованы глаголы прошедшего времени, которые показывают, что действия происходили или произошли в прошлом.

5. Будут ли контекстными синонимами слова однотонный, однообразный?
В данном тексте слова «однотонный» и «однообразный» не будут контекстными синонимами: слово «однотонный» обозначает цвет, слово «однообразный» обозначает «всё время одинаковый, не меняющийся, монотонный, скучный».

6. Чем различаются словосочетания в двух метрах и метрах в двух? Объясните.
Словосочетание «в двух метрах» обозначает точное расстояние, словосочетание «метрах в двух» обозначает приблизительное расстояние.

7. Выделите в тексте смысловые части. Составьте план текста и перескажите текст по этому плану. Каким видом плана вы воспользовались?
Смысловые части: 1) о проливном дожде, 2) о половодье, 3) об обнаружении крохотных пищащих существ, 4) о матери детёнышей, 5) о героизме выхухоли, 6) об извечном деле матери.

План
1. Дождь лил всю ночь.
2. Детёныши в опасности:
а) не было такого разлива;
б) беспомощные крохотные существа;
в) испуганная выхухоль;
г) самопожертвование матери.
3. Извечное дело матери – спасать своих детей.
Я воспользовалась сложным планом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением