Упр.15 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Прочитайте схему. Сделайте вывод о способах и средствах связи предложений в тексте. Постарайтесь подобрать текст с двумя-тремя небольшими предложениями и...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
Прочитайте схему. Сделайте вывод о способах и средствах связи предложений в тексте. Постарайтесь подобрать текст с двумя-тремя небольшими предложениями и проанализировать в них средства связи.
Средства связи предложений в тексте
/ | \
лексические морфологические синтаксические
| | |
синонимы местоимения порядок слов
антонимы наречия вводные слова
лексический повтор союзы неполные предложения
формы одного и синтаксический параллелизм
и того же слова расчленение синтаксической
видо-временные конструкции
формы глаголов

Учёные выделяют следующие средства связи предложений в тексте: лексические (синонимы, антонимы, лексический повтор), морфологические (местоимения, наречия, союзы, формы одного и того же слова, видо-временные формы глаголов), синтаксические (порядок слов, вводные слова, неполные предложения, синтаксический параллелизм, расчленение синтаксической конструкции).
Лексические средства связи.
1) Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости. Но мир был прерван внезапным междоусобием. (синонимы)
2) Народ пошёл провожать Пугачёва. Я остался на площади один с Савельичем. (антонимы)
3) Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. (лексический повтор)
Морфологические средства связи.
1) Пугачёв был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова. Швабрин и старшины последовали за ним. (местоимения)
2) Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства, как судия, начинающий следствие вопросами посторонними, дабы сперва усыпить осторожность ответчика. Потом, помолчав несколько минут, она глубоко вздохнула и сказала, качая головою… (наречие)
3) Тут Иван Игнатьич заметил, что проговорился, и закусил язык. Но было уже поздно. (союз)
4) В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной. (формы одного и того же слова)
5) Я застал его в саду. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощью садовника бережно укутывал тёплой соломой. Лицо его изображало спокойствие, здоровье и добродушие. (видо-временные формы глаголов – все глаголы несовершенного вида прошедшего времени)
Синтаксические средства связи
1) Напротив того, трудно описать моё восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. (прямой и обратный порядок слов)
2) Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя. Итак, переписав мою песенку, я понёс её к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведение стихотворца. (вводные слова)
3) «В этом бочаге у нас никто не купается…» – «Почему?» - слабым голосом спросил Володя. (неполные предложения)
4) Всё громче громыхал гром. Всё чаще сверкала молния. Всё чернее сгущались тучи. (синтаксический параллелизм – одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме)
5) Слёзы навернулись на глаза. От бессилия. От обиды. (расчленение синтаксической конструкции – разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением