Упр.16 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? Определите стилистическую принадлежность высказывания. Преобразуйте этот текст в научный...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? Определите стилистическую принадлежность высказывания. Преобразуйте этот текст в научный...

Решение #3 (Учебник 2012)

Изображение Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? Определите стилистическую принадлежность высказывания. Преобразуйте этот текст в научный...
Дополнительное изображение

Другие ответы на тему:
#животные


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Представьте, что вам нужно пригласить одноклассников для участия в конкурсе «Юный филолог». Подготовьте устный рассказ о лингвистике как одной из важных наук. Постарайтесь сделать его интересным для слушателей, включите в него замеченные вами в речи близких и друзей характерные особенности произношения, употребления слов и оборотов речи, в том числе какие-либо любопытные подробности (необычные выражения, редкие слова, оригинальные высказывания).
Здравствуйте, дорогие одноклассники!
Сегодня я хочу пригласить вас принять участие в конкурсе «Юный филолог» и немного рассказать о том, что же такое лингвистика и почему она важна и интересна.
Лингвистика – это наука о языке. Она изучает, как мы говорим, как строим предложения, почему используем те или иные слова и выражения. Язык – это не просто средство общения, это целый мир, в котором отражаются культура, история и даже характер людей.
Например, вы когда-нибудь задумывались, почему бабушка часто говорит "айда" вместо "пойдем"? Это слово пришло к нам из тюркских языков и прижилось в русском языке благодаря историческим контактам. Или почему дедушка говорит "загляни" вместо "посмотри"? Это слово было популярно в деревнях и до сих пор используется в некоторых регионах.
Интересно наблюдать за тем, как говорим мы сами и наши друзья. Например, один мой друг всегда использует фразу "ни в коем разе" вместо "ни в коем случае". Это звучит необычно и привлекает внимание, хотя оба выражения означают одно и то же.
Еще один пример – сленг и жаргон. У каждого из нас есть свой "словарик" слов и выражений, которые мы используем в своей компании. Это могут быть слова из интернета, мемов или просто придуманные нами самими. Помните, как часто мы говорим "чел" вместо "человек"? Это пример того, как язык адаптируется и изменяется под влиянием времени и технологий.
Лингвистика также изучает, как разные люди произносят одни и те же слова. Например, в нашем классе кто-то говорит "булка" с мягким "л", а кто-то с твёрдым. Или, как мы используем уменьшительно-ласкательные формы: "котеночек", "солнышко", "девчуля". Это все особенности нашего языка, которые делают его живым и разнообразным.
А знаете ли вы, что в русском языке есть редкие и забытые слова? Например, "перепутье" – место, где сходятся несколько дорог, или "заполошный" – суетливый, беспокойный человек. Эти слова уже не так часто используются, но они хранят в себе кусочки истории и культуры.
Участие в конкурсе «Юный филолог» – это отличная возможность узнать больше о языке, которым мы говорим каждый день, понять, как он устроен и почему он такой, какой есть. Это шанс раскрыть свои способности и показать, как много интересного можно найти в, казалось бы, привычных словах и выражениях.
Присоединяйтесь к конкурсу! Это будет не только познавательно, но и весело. Давайте вместе погрузимся в мир лингвистики и откроем для себя новые горизонты!

Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? Определите стилистическую принадлежность высказывания. Преобразуйте этот текст в научный доклад.
– Я хочу рассказать вам о медведях. Они такие огромные! Могут весить аж 100 или 200 килограммов! Когда я их видела в зоопарке, один из них плавал в бассейне, а другой выпрашивал еду. Когда он поднялся на задних лапах, я увидела, что он даже выше папы! Вот! У него такие умные глаза и такие огромные когти на лапах! Это неправильно, что в сказках медведя изображают неповоротливым и ленивым.

Это выступление нельзя назвать докладом в научном стиле, т. к. ученица в разговорном стиле просто делилась впечатлениями от посещения зоопарка.

Доклад в научном стиле
Медведи – род млекопитающих животных, включающий 4 современных вида, самым известным из которых является бурый медведь. Средняя длина тела медведей составляет 1–1,5 метра, вес – 140–250 кг. У них массивные лапы с острыми загнутыми когтями, крупная голова, небольшие глаза и короткие уши. С виду может показаться, что медведь неуклюжий, неповоротливый и медлительный, но на самом деле это не так. Это очень ловкий и подвижный зверь, может достаточно быстро бегать на короткие дистанции, а также медведь хорошо лазит по деревьям и прекрасно плавает. Это хитрое и умное животное, встреча с которым всегда очень опасна.

Определите стилистическую принадлежность каждого из высказываний, данных в начале параграфа в материале для наблюдений. Найдите в школьных учебниках научные тексты, а в хрестоматии по литературе художественные. Запишите их названия и определите стилистическую принадлежность каждого текста.

1. Разговорный стиль речи:
– Ну и ветер! Такую пылищу поднял!
– Да, такого ветра давно не было.

2. Научный стиль речи:
Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в метрах в секунду (километрах в час). Направление ветра определяется флюгером*, выражается в градусах.

Флюгер* – 1. вращающаяся на мачте или шесте пластинка, флажок, стрела, показывающая направление ветра; 2. перен. непостоянный человек, часто меняющий свои взгляды, убеждения.

3. Художественный стиль речи:
Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок... Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс.
(А. Чехов)

Научный стиль речи:
§ 28. Состав и строение гидросферы
Подавляющая часть воды в гидросфере содержится в жидком виде – более 98%. Твёрдая вода (лёд или снег) составляет менее 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) – всего доли процента.
Основная масса воды – солёная, т. е. в ней растворены различные химические соединения. Менее 3% жидкой воды на Земле – пресная вода, в которой почти нет растворённых веществ (менее 1 г на 1 л воды).
(Учебник географии)

Художественный стиль речи:
Чёрная курица, или Подземные жители
Лет сорок тому назад в С.-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который ещё и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была.
(А. Погорельский)

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением