Упр.15 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Определите стилистическую принадлежность каждого из высказываний, данных в начале параграфа в материале для наблюдений. Найдите в школьных учебниках научные тексты, а в...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Определите стилистическую принадлежность каждого из высказываний, данных в начале параграфа в материале для наблюдений. Найдите в школьных учебниках научные тексты, а в...
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2012)

Изображение Определите стилистическую принадлежность каждого из высказываний, данных в начале параграфа в материале для наблюдений. Найдите в школьных учебниках научные тексты, а в...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Что нового вы узнали? О каких разделах лингвистики вы вспомнили, читая этот текст?
Мы живём в мире знаков. Они встречаются нам повсюду: на улице, в школе, в магазине, в парках. Одни из них информируют нас о чём-то, другие предупреждают, третьи — запрещают. Знаки объединяются в системы. Систему представляют собой, например, знаки дорожного движения, денежные
знаки, знаки различия на погонах военных.
Язык тоже знаковая система, причём универсальная. Любой знак любой из систем может быть объяснён средствами языка: что он означает, почему так выглядит, как он появился. А вот объяснить, как появился сам язык, как и почему люди начали говорить — общаться с помощью звуков, которые затем складывались в слова, учёные до сих пор не могут.
Зато науке известно, как и когда появилось письмо — созданная людьми знаковая система, которая позволяет фиксировать устную речь. Многие народы пользуются буквенным письмом. Система букв, расположенных в определённом порядке, называется алфавитом.
Читая этот текст, я узнал или вспомнил следующие вещи.
1) Мы живём в мире знаков, которые окружают нас повсюду и выполняют различные функции — информируют, предупреждают, запрещают. Эти знаки объединяются в системы, такие как дорожные знаки, денежные знаки, знаки различия на погонах военных.
2) Язык является универсальной знаковой системой, которая позволяет объяснять значения других знаков. Это делает язык особенным среди всех знаковых систем.
3) Учёные до сих пор не могут точно объяснить, как появился язык и почему люди начали общаться с помощью звуков, которые складывались в слова.
4) Науке известно, как и когда появилось письмо. Это созданная людьми знаковая система, которая позволяет фиксировать устную речь. Многие народы пользуются буквенным письмом, а система букв, расположенных в определённом порядке, называется алфавитом.
Читая этот текст, я вспомнил о следующих разделах лингвистики.
Семиотика: Изучение знаков и знаковых систем, включая язык, дорожные знаки, денежные знаки и другие символы.
Фонетика: Изучение звуков речи и их организации в языке. Это связано с упоминанием о том, как люди начали говорить, используя звуки, которые затем складывались в слова.
История языка: Изучение происхождения и развития языков, включая неизвестное происхождение устной речи и известное происхождение письменности.
Орфография и графика: Изучение системы письма, алфавитов и правил написания, что связано с упоминанием о буквенном письме и алфавитах.
Эти разделы лингвистики помогают понять, как язык функционирует как знаковая система, как он развивается и как он фиксируется с помощью письма.

Определите стилистическую принадлежность каждого из высказываний, данных в начале параграфа в материале для наблюдений. Найдите в школьных учебниках научные тексты, а в хрестоматии по литературе художественные. Запишите их названия и определите стилистическую принадлежность каждого текста.

1. Разговорный стиль речи:
– Ну и ветер! Такую пылищу поднял!
– Да, такого ветра давно не было.

2. Научный стиль речи:
Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в метрах в секунду (километрах в час). Направление ветра определяется флюгером*, выражается в градусах.

Флюгер* – 1. вращающаяся на мачте или шесте пластинка, флажок, стрела, показывающая направление ветра; 2. перен. непостоянный человек, часто меняющий свои взгляды, убеждения.

3. Художественный стиль речи:
Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок... Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс.
(А. Чехов)

Научный стиль речи:
§ 28. Состав и строение гидросферы
Подавляющая часть воды в гидросфере содержится в жидком виде – более 98%. Твёрдая вода (лёд или снег) составляет менее 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) – всего доли процента.
Основная масса воды – солёная, т. е. в ней растворены различные химические соединения. Менее 3% жидкой воды на Земле – пресная вода, в которой почти нет растворённых веществ (менее 1 г на 1 л воды).
(Учебник географии)

Художественный стиль речи:
Чёрная курица, или Подземные жители
Лет сорок тому назад в С.-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который ещё и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была.
(А. Погорельский)

Прослушайте по радио, посмотрите по телевидению или найдите в Интернете информационное сообщение на интересующую вас тему, перескажите его в классе.

Московские музеи подготовили виртуальные экскурсии для школьников в октябре
Московские школьники могут посещать виртуальные экскурсии, проводимые в рамках проекта «Прогулки по музеям онлайн», который начал работу в апреле 2020 года. Это онлайн-площадка для знакомства с историей и культурой городов России, их бытом, традициями, современной жизнью горожан.
В октябре школьники смогут попасть на онлайн-экскурсии в Государственный музей Александра Пушкина, Государственный музей Льва Толстого, Музей морского флота и на многие другие площадки. Чтобы принять участие в виртуальных экскурсиях, нужно пройти электронную регистрацию на сайте проекта.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением