Упр.148 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 148. В приведённых отрывках, пародиях, эпиграммах и каламбурах определите, какие из выделенных слов являются многозначными, какие относятся к лексическим омонимам, а...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
148. В приведённых отрывках, пародиях, эпиграммах и каламбурах определите, какие из выделенных слов являются многозначными, какие относятся к лексическим омонимам, а какие к омофонам, омоформам или омографам.
1) Сияли над Москвой сорок сороков церковных главок, и прибавилось к ним сорок сороков Главков. Тесно стало, конечно. Да ничего. стерпишь. Кланялись главкам, поклонимся и Главкам (М. Кольцов). 2) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, // Что те любили засыпать на лекциях его (С. Маршак). 3) Весна хоть кого с ума сведёт. Лёд и тот тронулся (Э. Кроткий). 4) Мой булочник стал дурно булки печь, // За что его я поспешил распечь: // «Я гласности предам дурное ваше тесто!» // А он мне отвечает: «Ну что ж, держите речь, // Про тесто не было у нас ещё протеста» (Д. Минаев). 5) Он нёс вздор, но нёс его в журналы (Э. Кроткий). 6) В полуденный зной на Сене // Я искал напрасно сени, // Вспомнив Волгу, где, на сене // Лёжа, слушал песни Сени: // «Ах вы, сени, мои сени...» (Д. Минаев). 7) Клит всё печатает — и всё, как мыслит, кстати; // А не увидит ввек того, // Что лишь невежества его // Печать выходит из печати (В. Капнист).
8) Пчёлы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся (И. Крылов). 9) Трамвай представлял собой поле брани (3. Кроткий). 10) Два бедняка из лавки угловой // Стащили колбасу, поели и — попались. // Известно, к мировому... Мировой // Спросил их, не входя в особенный анализ: // «Скажите: да иль нет — // На колбасу вы в лавке покушались?» — // «Покушали-с!» — наивный был ответ (Д. Минаев). 11) Вместо рубахи не носите брюк вы, // Вместо арбуза не просите брюквы, // Цифру всегда отличите от буквы, // А различите ли ясень и бук вы? (Я. Козловский). 12) Когда Чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе всё приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку Сахарница. И только старая плюшевая Скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию (Ф. Кривин). 13) Чуть пробуждается народ, // Сейчас дают ему уставы, // Кричат: «Закройте-ка
уста вы!» // И вмиг кладут печать на рот! (К. Фофанов). 14) Сработав том, большой, как дом, // Он заблудился в доме том (А. Жаров). 15) Парик на лысину надев, // Не уповаю я на дев. // И ничего не жду от дам, // Хоть жизнь подчас за них отдам (Д. Минаев). 16) Я приехал в Москву: плачу и плачу (П. Вяземский).
1. Сияли над Москвой сорок сороков церковных главок, и прибавилось к ним сорок сороков Главков. Тесно стало, конечно. Да ничего, стерпишь. Кланялись главкам, поклонимся и Главкам. (омоформы)
Главкам – форма множественного числа дательного падежа существительного главка.
Главкам – форма множественного числа дательного падежа существительного ГЛАВК – главный комитет.
2. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, // Что те любили засыпать на лекциях его. (омонимы)
Засыпать1 – (разг.) Преднамеренно задать экзаменуемому такие вопросы, на которые по представлениям экзаменатора он не сможет ответить, с целью не допустить успешного прохождения экзамена.
Засыпать2 - погружаться в сон.
3. Весна хоть кого с ума сведёт. Лёд и тот тронулся. (многозначное слово)
Тронуться – двинуться с места, начать движение.
Используется игра слов, так как одно из значений (разговорное) глагола тронуться – сойти с ума.
4. Мой булочник стал дурно булки печь, // За что его я поспешил распечь: // «Я гласности предам дурное ваше тесто!» // А он мне отвечает: «Ну что ж, держите речь, // Про тесто не было у нас ещё протеста». (омофоны)
Про тесто – существительное с предлогом.
Протеста – форма единственного числа родительного падежа существительного протест.
5. Он нёс вздор, но нёс его в журналы. (многозначное слово)
Нести – 1. (перен., разг.) Говорить, произносить что-то ненужное, глупое или дурное. 2. (перен.) Заключая в себе некую сущность, выраженную абстрактным понятием, передавать её кому-то, быть носителем
6. В полуденный зной на Сене // Я искал напрасно сени, // Вспомнив Волгу, где, на сене // Лёжа, слушал песни Сени: // «Ах вы, сени, мои сени...» (на сене/сени – омоформы; Сене/Сени – омофоны)
Сена – река во Франции, впадающая в пролив Ла-Манш.
На сене – существительное с предлогом, форма предложного падежа существительного сено.
Сени – нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах.
Сени – форма родительного падежа существительного Сеня (мужское имя).
7. Клит всё печатает – и всё, как мыслит, кстати; // А не увидит ввек того, // Что лишь невежества его // Печать выходит из печати. (многозначное слово)
Печать – 1. (перен., разг.) То же, что пресса. 2. Полиграфическое производство.
8. Пчёлы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся. (садятся – многозначное слово; взятки – омоформы)
Садиться – 1. (перен.) Приземляться, заканчивать полёт, опускаясь на землю или иную опору. 2. (перен., разг.) Получать наказание в виде лишения свободы.
Пчёлы берут взятки – форма множественного числа винительного падежа существительного взяток (сбор нектара и цветочной пыльцы пчёлами).
Людей, которые берут взятки – форма множественного числа винительного падежа существительного взятка (деньги или другие ценности, незаконно даваемые должностному лицу в обмен на совершение каких-либо действий по должности в интересах дающего).
9. Трамвай представлял собой поле брани. (многозначное слово)
Поле брани (перен.) – место ожесточённого спора, конфликта или дискуссии.
10. Два бедняка из лавки угловой // Стащили колбасу, поели и – попались. // Известно, к мировому... Мировой / Спросил их, не входя в особенный анализ: // «Скажите: да иль нет - // На колбасу вы в лавке покушались?» - // «Покушали-с!» - наивный был ответ. (омографы)
Покушались – форма 2-го лица множественного числа прошедшего времени глагола покушаться.
Покушали-с – форма множественного числа 1-го лица глагола покушать с частицей с.
11. Вместо рубахи не носите брюк вы, // Вместо арбуза не просите брюквы, // Цифру всегда отличите от буквы, // А различите ли ясень и бук вы? (омофоны)
Брюк вы – форма родительного числа существительного брюки + местоимение 2-го лица множественного числа.
Брюквы – форма единственного числа родительного падежа существительного брюква (огородное растение семейства крестоцветных с крупным шарообразным корнеплодом светло-жёлтого или белого цвета).
Буквы – форма единственного числа родительного падежа существительного буква.
Бук вы – форма единственного числа винительного падежа существительного бук + местоимение 2-го лица множественного числа.
12. Когда Чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе всё приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку Сахарница. И только старая плюшевая Скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию. (многозначные слова)
Кипучий – 1. Кипящий, бурлящий. 2. (разг.) Активный, деятельный.
Незапятнанную – ничем не опороченную; безукоризненную, безупречную.
Не запятнанную – без пятен.
В данном случае обыгрываются оба значения этих слов.
13. Чуть пробуждается народ, // Сейчас дают ему уставы, // Кричат: «Закройте-ка уста вы!» // И вмиг кладут печать на рот! (омофоны)
Народ – совокупность людей, живущих в стране, государстве.
На рот – существительное с предлогом.
Уставы – свод правил, определяющих порядок и нормы исполнения чего-либо, устройство и деятельность какой-либо организации.
Уста вы – существительное с местоимением.
14. Сработав том, большой, как дом, // Он заблудился в доме том. (омоформы)
Том – книга значительного объёма и толщины, как правило в особом переплёте.
Том – форма предложного падежа указательного местоимения тот.
15. Парик на лысину надев, // Не уповаю я на дев. // И ничего не жду от дам, // Хоть жизнь подчас за них отдам. (омофоны)
Надев – деепричастие прошедшего времени от глагола надеть.
На дев – существительное с предлогом.
От дам – существительное с предлогом.
Отдам – форма будущего времени 1-го лица единственного числа глагола отдать.
16. Я приехал в Москву: плачу и плачу. (омографы)
Формы настоящего времени 1-го лица единственного числа глаголов плакать и платить.
Омофоны – слова, имеющие одинаковое звучание, но различное лексическое значение.
Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, имеют ударение на разные слоги.
Омоформы – слова, совпадающие в какой-то одной грамматической форме.
Омонимы – слова, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие различное лексическое значение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением