Упр.147 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 147. Прочитайте статьи из «Словаря омонимов русского языка» Н.П. Колесникова. Выберите понравившуюся вам словарную статью и проведите своё лингвистическое исследование:...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
147. Прочитайте статьи из «Словаря омонимов русского языка» Н.П. Колесникова. Выберите понравившуюся вам словарную статью и проведите своё лингвистическое исследование: попробуйте выдвинуть собственную гипотезу о причинах появления в русском языке данных омонимов.
Гласный — доступный общественному обсуждению, контролю; явный, открытый.
Гласный — звук человеческой речи, при произнесении которого воздух свободно проходит через полость рта.
Гласный — член городской думы (с 1785 г.) или уездного и губернского собрания в земских учреждениях (с 1864 г.) (устар.).
Диета (греч. diaita — образ жизни; продовольствие) — определённый режим питания.
Диета (лат. dies — день) — содержание, получаемое депутатами (членами правительства) в некоторых буржуазных странах.
Метр (греч. metron — мера) — 1) единица длины метрической системы мер, равная приблизительно одной миллионной части четверти парижского меридиана; 2) линейка (или лента) такой длины с делениями на сантиметры, употребляемая для измерения чего-либо.
Метр (греч. metron — мера) — 1) стихотворный размер, стопа;
2) система организации музыкального ритма, симметричное распределение сильных и слабых долей такта.
1.
Появление омонимов в языке может быть связано с различными историческими, культурными и лингвистическими процессами. Рассмотрим слово «гласный» в русском языке и попытаемся выдвинуть гипотезу о причинах появления его различных значений.
1. Этимологическое происхождение. Все значения слова «гласный» в русском языке восходят к общему корню «глас», который происходит от старославянского «гласъ», означающего «голос». Это создает общую основу для различных значений, связанных с понятием звучания или произнесения.
2. Развитие значений.
Гласный как звук речи. Первоначальное значение, связанное с произнесением звуков, при котором воздух свободно проходит через полость рта, связано с фонетическими характеристиками речи. Это значение непосредственно связано с понятием «глас» как «голос» или «звук».
Гласный как открытый, доступный. Это значение могло развиться метафорически, отсылая к идее открытости и явности, как в выражении «глас народа» – то есть, то, что произносится вслух и доступно для всех. Здесь «гласный» приобретает значение чего-то, что не скрыто и может быть обсуждено или проконтролировано общественностью.
Гласный как член городской думы или земского собрания. Это значение связано с историческим контекстом, когда члены таких учреждений назывались «гласными», вероятно, из-за их роли в выражении мнения или «голоса» общества. Их деятельность была публичной, и они представляли интересы населения, что также связано с идеей открытости и доступности для обсуждения.
3. Исторические и социальные факторы. Появление термина «гласный» в значении члена городской думы или земского собрания связано с реформами в России в ХІІІ и ХІХ веках, когда были созданы органы местного самоуправления. Название «гласный» подчеркивало их роль как выразителей общественного мнения.
Таким образом, омонимы «гласный» в русском языке возникли из общего этимологического корня, связанного с понятием голоса и звука, и развились в разные значения через метафорическое расширение и исторические процессы, отражая как фонетические, так и социальные аспекты.
2.
Появление омонимов в языке – это интересное явление, которое может быть вызвано различными факторами, включая заимствования из других языков, изменения в значении слов и фонетическую эволюцию. Рассмотрим омонимы «диета» в русском языке и попробуем выдвинуть гипотезу о причинах их появления.
1. Заимствования из разных языков. В данном случае, оба значения слова «диета» пришли в русский язык из разных языков, но имеют схожее звучание. Первое значение, связанное с режимом питания, происходит от греческого слова «diaita», что буквально переводится как «образ жизни» или «режим питания». Второе значение, связанное с выплатами депутатам, происходит от латинского «dies», означающего «день», и связано с понятием ежедневных выплат или содержания.
2. Фонетическое совпадение. Оба слова были заимствованы в русский язык с разницей во времени и из разных языков, но их фонетическая форма оказалась схожей. Это совпадение могло быть обусловлено тем, что оба слова адаптировались к фонетической системе русского языка, которая имеет свои ограничения и предпочтения в звучании.
3. Культурные и исторические факторы. Заимствование слов из греческого и латинского языков было распространено в различные исторические периоды. Греческие слова часто проникали в русский язык через церковнославянский, особенно в контексте медицины и философии, тогда как латинские термины были популярны в юридическом и политическом контексте. Это объясняет, почему оба значения слова «диета» вошли в язык, но с разными смыслами.
4. Развитие значений. В процессе адаптации заимствованных слов в русский язык их значения могли изменяться или расширяться. Например, греческое «dialta» со временем стало ассоциироваться исключительно с питанием, хотя первоначально имело более широкое значение. Латинское «dies» в контексте выплат также могло получить более специфическое значение в связи с политическими институтами.
Таким образом, омонимы «диета» в русском языке возникли в результате заимствования из разных языков, фонетического совпадения и историко-культурных процессов, повлиявших на адаптацию и развитие значений этих слов.
3.
Появление омонимов в языке часто связано с заимствованиями из других языков и развитием значений в различных контекстах. Рассмотрим слово «метр» в русском языке и выдвинем гипотезу о причинах появления его различных значений.
1. Этимологическое происхождение. Оба значения слова «метр» происходят от греческого слова «metron», что означает «мера». Это общая основа для понимания, как эти значения могли развиться в разных направлениях.
2. Развитие значений.
Метр как единица длины. В этом значении «метр» используется как единица измерения длины в метрической системе. Это значение возникло в результате стандартизации мер и весов во Франции в конце XVIII века, когда метрическая система была введена как универсальная система измерения. Это значение связано с прямым применением «меры» для измерения физических объектов.
Метр как стихотворный размер и музыкальный ритм. В литературе и музыке «метр» также связан с понятием «меры», но в более абстрактном смысле. В поэзии «метр» относится к ритмической структуре стихотворения, определяемой количеством и расположением слогов или стоп. В музыке «метр» обозначает организацию ритма, распределение сильных и слабых долей в такте. Оба этих значения связаны с упорядочиванием и структурированием в рамках определенных правил, что также можно рассматривать как форму «измерения» или «меры».
3. Культурные и исторические факторы. Заимствование слова «метр» в русском языке связано с влиянием европейских научных и культурных традиций. Введение метрической системы в России произошло в XIX веке, что объясняет появление первого значения. Второе значение связано с древними традициями поэзии и музыки, где понятие ритмической меры было важным элементом.
4. Фонетическое совпадение и адаптация. Оба значения были заимствованы из одного источника (греческого языка) и адаптированы к различным контекстам, что объясняет их фонетическое совпадение в русском языке.
Таким образом, омонимы «метр» в русском языке возникли из-за заимствования одного и того же греческого слова с общим значением «мера», но развились в разные направления в зависимости от контекста использования – как в физическом измерении, так и в абстрактном структурировании в поэзии и музыке.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением