Параграф 15 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $15. ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ (ФОТОСИНТЕЗ)Между зелёными растениями и солнечными лучами существует невидимая, но тесная связь. В чём она заключается?Связь между зелёными...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$15. ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ (ФОТОСИНТЕЗ)
Между зелёными растениями и солнечными лучами существует невидимая, но тесная связь. В чём она заключается?
Связь между зелёными растениями и солнечными лучами заключается в процессе фотосинтеза. В процессе фотосинтеза в клетках, содержащих хлорофилл, под действием энергии света образуются органические вещества из неорганических (вещества, которые растение всасывает из почвы). При фотосинтезе растение поглощает углекислый газ и воду с растворёнными в ней минеральными веществами, синтезирует органические вещества и выделяет кислород, как побочный продукт фотосинтеза.
Вспомните!
Каковы особенности внешнего и внутреннего строения листа? В чём выражена их специализация?
Листовую пластинку со всех сторон покрывает кожица, или эпидерма, предохраняющая лист от механических повреждений, высыхания, проникновения микроорганизмов. Среди прозрачных и бесцветных клеток кожицы имеются отверстия (устьица), регулирующие газообмен и испарение воды. Под кожицей располагается мякоть, образованная столбчатой и губчатой тканей, в которой осуществляется фотосинтез. Мякоть листа пронизывают многочисленные жилки, образованные лубом и древесиной. Но ситовидным трубкам луба из листьев к другим органам растения поступают растворы органических веществ. По сосудам древесины от корня в лист поступает вода и растворённые в ней минеральные вещества.
Основными функциями листа являются фотосинтез, газообмен и испарение воды.
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Что такое питание?
Питание — это процесс поглощения и усвоения живыми организмами веществ, необходимых для поддержания жизни.
2. Как происходит поступление воды в лист растения?
Вода с растворёнными в ней минеральными веществами поступает в растения в результате почвенного питания (всасывается корнем из почвы). Вода через волоски поступает вглубь корня, попадает в сосуды корня. Здесь под давлением она поступает в сосуды стебля (древесины). По ним вода поднимается в стебель, а затем разносится по всему растению, к каждому органу, каждой клетке, в том числе и к листу.
3. Что такое фотосинтез?
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету с помощью хлорофилла. В лист через устьица поступают кислород и углекислый газ, а по системе сосудов от корней из почвы поступают вода и растворённые в ней минеральные вещества. В хлоропластах из углекислого газа и воды на свету происходит процесс образования органических веществ, прежде всего углеводов. В процессе фотосинтеза образуется кислород, который выводится в окружающую среду.
4. Как углекислый газ попадает в лист?
Углекислый газ попадает в лист из воздуха через устьица.
5. В каких клетках листа расположена основная масса хлоропластов?
Основная масса хлоропластов находится в столбчатой ткани мякоти листа.
Выполни задания
1. Сравните процессы почвенного и воздушного питания.
Почвенное питание осуществляется зоной всасывания корня, имеющей корневые волоски. В процессе почвенного питания растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества.
Воздушное питание осуществляется в зеленых клетках листьев (хлоропластах) при наличии света. При воздушном питании из углекислого газа и воды на свету образуются органические вещества и кислород.
2. Подготовьте ответ на вопрос: «Какова космическая роль растений?»
Зелёные растения в процессе фотосинтеза поглощают огромное количество углекислого газа, поддерживая его содержание в атмосфере примерно на одном и том же уровне. Благодаря кислороду, который поставляют в атмосферу зелёные растения, живые организмы могут дышать и осуществлять процессы своей жизнедеятельности. Зелёные растения делают доступной солнечную энергию для всех живых организмов на Земле. Древние растения, превратившись в каменный уголь, газ, нефть, сохранили её для нас. Сжигая их, человек обогревает свои жилища, использует их энергию в различных механизмах.
3. Спросите у своих родителей, знают ли они, что такое фотосинтез. Если они не знают, попытайтесь объяснить им смысл данного понятия.
Фотосинтез — процесс образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа при помощи хлорофилла и солнечной энергии. В лист через устьица поступают кислород и углекислый газ, а но системе сосудов от корней из почвы поступают вода и растворённые в ней минеральные вещества. В хлоропластах из углекислого газа и воды на свету происходит процесс образования органических веществ, прежде всего углеводов. Важным веществом является хлорофилл, он обладает способностью усваивать солнечную энергию, которая затем расходуется на синтез углевода — глюкозы. Органы растения получают органические вещества в виде глюкозы, которая хорошо растворима в воде. Здесь она расходуется на образование новых веществ (белков, жиров) или для получения энергии. В процессе фотосинтеза также образуется кислород, который выводится в окружающую среду.
4. По рисункам учебника составьте план работы исследователя по выполнению опытов «Для образования крахмала необходим свет», «Для фотосинтеза необходим углекислый газ» и запишите его в рабочую тетрадь.
«Для образования крахмала необходим свет»
1) Поместите растение на 2-3 дня в тёмное место.
2) Некоторые листья с двух сторон закройте тёмной бумагой с вырезанными фигурами или словом.
3) Поставьте растение на сутки в хорошо освещённое место.
4) Срежьте листья, которые были закрыты бумагой.
5) Снимите трафареты и подержите листья в кипятке 2-3 минуты, а затем в горячем спирте.
6) Промойте листья и нанесите на них слабый раствор йода.
7) Что произошло с листьями? Сделайте выводы.
«Для фотосинтеза необходим углекислый газ»
1) Побеги элодеи поместите в 2 воронки и опустите в сосуд с водой.
2) На концы воронок наденьте пробирки, заполненные водой, и один сосуд выставите на солнечный свет, а другой оставьте в темноте.
3) Когда газ вытеснит из пробирки воду, осторожно снимите её с воронки и поместите в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает.
4) То же самое проделайте с сосудом, который оставили в темноте.
5) Сделайте выводы.
Обсуди с товарищами
1. Почему воздушное питание невозможно без почвенного?
Воздушное питание невозможно без почвенного, потому что для образования органических веществ в листьях, необходимы вода и минеральные вещества, которые растение получает при почвенном питании.
2. Как лист растения приспособлен для воздушного питания?
В листе содержатся хлоропласты с хлорофиллом, который необходим для усваивания солнечной энергии. Солнечная энергия используется для образования органических веществ. Через устьица (отверстия в кожице) поступает углекислый газ и кислород, которые также участвуют в образовании органических веществ.
Выскажи мнение
Объясните, почему жизнь животных организмов без зелёных растений невозможна.
Благодаря кислороду, который поставляют в атмосферу зелёные растения, живые организмы могут дышать и осуществлять процессы своей жизнедеятельности. Поэтому жизнь на Земле без зелёных растений была бы невозможна.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выполни задания в рабочей тетради
1. Вставьте в слова пропущенные буквы: фот...синтез, п...р...зит, с...мб...оз. Составьте с этими словами повествовательное предложение.
Фотосинтез, паразит, симбиоз.
В процессе фотосинтеза образуется кислород.
Паразит — организм, живущий за счёт другого организма.
Симбиоз происходит, когда два вида живут в одном месте и один или оба получают выгоду от другого.
2. Сочините небольшой рассказ «Путешествие лучика солнца в растении».
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
Создайте модель «Фотосинтез».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением