Параграф 16 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)

Изображение § 16. Трудовые отношения в экономикеЗАДУМАЕМСЯКаждый ли имеет право на труд? Да, каждый человек имеет право на труд. Это закреплено в международных документах,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
§ 16. Трудовые отношения в экономике
ЗАДУМАЕМСЯ
Каждый ли имеет право на труд?
Да, каждый человек имеет право на труд. Это закреплено в международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Государство должно обеспечивать условия, при которых каждый гражданин может реализовать своё право на труд.
Какой труд важнее — умственный или физический?
Оба вида труда важны и взаимодополняемы. Физический труд необходим для выполнения практических задач, связанных с производством материальных ценностей. Умственный труд требуется для разработки стратегий, планирования, управления и принятия решений. Без гармоничного сочетания обоих видов труда невозможно достижение высоких результатов в экономике.
Может ли подросток совмещать учёбу и работу?
Совмещение учёбы и работы возможно, но важно соблюдать баланс, чтобы не пострадала ни одна из сфер. Законодательство большинства стран устанавливает возрастные ограничения и нормы рабочего времени для подростков, чтобы защитить их здоровье и образование. Работодатель обязан предоставить соответствующие условия труда.
Как не оказаться безработным?
Для предотвращения безработицы важно постоянно развиваться профессионально, осваивать новые навыки и быть готовым к изменениям на рынке труда. Также полезно иметь несколько источников дохода и планировать карьеру заранее. Государство может оказывать поддержку через программы переподготовки и социальной защиты.
ВСПОМНИМ
В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы?
• Свободное ценообразование на основе спроса и предложения
• Частная собственность на средства производства
• Ограниченное вмешательство государства в экономику
• Конкуренция между производителями
Какие бывают виды рынков?
• Рынок товаров и услуг
• Рынок капитала
• Рынок труда
• Валютный рынок
• Фондовый рынок
Каковы экономические цели и функции государства?
• Поддержание макроэкономической стабильности
• Обеспечение общественного блага (здравоохранение, образование, инфраструктура)
• Регулирование рынков для предотвращения монополий и недобросовестной конкуренции
Что такое труд как фактор производства?
Труд представляет собой совокупность физических и умственных усилий, приложенных человеком для создания материальных и нематериальных благ. Это один из важнейших факторов производства наряду с капиталом, землёй и предпринимательскими способностями.
О каких новых факторах спроса и предложения на рынке труда вы узнали из схемы?
• Благосостояние семьи
• Потребность работника в свободном времени
Объясните их влияние на изменение спроса и предложения.
Когда семья имеет высокий уровень благосостояния, у её членов появляется больше возможностей выбирать ту работу, которая им нравится, а не ту, которая просто обеспечивает минимальный доход. Работодатели могут столкнуться с тем, что кандидаты становятся более требовательными к условиям труда и заработной плате.
Современный ритм жизни заставляет многих людей уделять большое внимание балансу между работой и личной жизнью. Поэтому всё чаще работники ищут работу, которая предоставляет гибкий график или возможность удалённой работы. Это тоже влияет на рынок труда, так как работодатели вынуждены предлагать более удобные условия, чтобы привлекать и удерживать сотрудников.
Узнайте у родителей о факторах, повлиявших на их выбор трудовой деятельности. Какой из факторов оказался для них решающим?
Мама рассказала, что её главным мотиватором был интерес к медицине. Она всегда хотела помогать людям и заботиться о их здоровье, поэтому выбрала профессию врача. Папа сказал, что его решение стать инженером было связано с желанием решать сложные технические задачи и участвовать в создании чего-то нового. Оба родителя отметили, что стабильность и возможность профессионального роста также играли важную роль в их выборе.
Перечислите организационно-правовые формы фирм и охарактеризуйте особенности труда в них.
Индивидуальное предпринимательство (ИП):
• Единоличный владелец
• Полная ответственность своим имуществом
• Гибкость в управлении
Полное товарищество:
• Несколько владельцев
• Совместная ответственность всем имуществом
• Решение вопросов на основании общего согласия
Общество с ограниченной ответственностью (ООО):
• Учредители несут ответственность в пределах своих вкладов
• Управление через общее собрание участников
• Более сложная юридическая структура
Акционерное общество (АО):
• Капитал делится на акции
• Ответственность акционеров ограничивается стоимостью акций
• Управление через совет директоров и общее собрание акционеров
Производственный кооператив:
• Объединение лиц для совместной производственной деятельности
• Равноправие членов в принятии решений
• Доходы распределяются пропорционально участию в труде
Как меняется труд в рыночной экономике?
В рыночной экономике труд претерпевает значительные изменения, направленные на обеспечение свободы выбора профессии, защиту интересов работников и усиление конкуренции среди работодателей.
Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей?
Работники получают возможность свободно выбирать сферу деятельности, исходя из своих склонностей и квалификации, а государство создаёт систему социальной защиты. Работодатели вынуждены конкурировать за квалифицированную рабочую силу, улучшая условия труда и предлагая более высокие зарплаты. Это способствует общей экономической устойчивости и росту занятости, делая рынок труда более гибким и ориентированным на интересы работников.
Используя текст параграфа, объясните, почему гражданина К. признали безработным.
Гражданина К. признали безработным, так как в течение 10 дней служба занятости предложила ему несколько вариантов работы, но ни один из них не подошёл. Варианты либо не соответствовали его профессиональной подготовке, либо требовали переезда или предлагали зарплату ниже предыдущей. Поскольку ни одно из предложений не устроило гражданина К., он был признан безработным, и ему назначили пособие по безработице на основе его предыдущего заработка.
Сделайте выводы о влиянии изменений в развитии экономики на уровень безработицы.
Изменения в экономике непосредственно влияют на уровень безработицы. Период перехода к рыночным отношениям сопровождался спадом производства и ростом безработицы, а кризисы, такие как мировой финансовый кризис и пандемия коронавируса, усиливали проблему безработицы. В периоды экономического подъёма и стабилизации экономики уровень безработицы снижался, показывая прямую взаимосвязь между состоянием экономики и уровнем занятости.
Подумайте, как этот факт влияет на личную активность безработных в обеспечении собственной занятости.
Это может отрицательно влиять на личную активность безработных в обеспечении собственной занятости. Склонность перекладывать вину на внешние обстоятельства снижает мотивацию к активным действиям, таким как поиск новой работы, повышение квалификации или освоение новых навыков. Это может замедлить процесс поиска работы и ухудшить шансы на трудоустройство. Важно осознавать свою роль в поиске работы и принимать ответственность за свою ситуацию, что повысит шансы на успешное трудоустройство.
Перечислите меры по обеспечению занятости населения, принимаемые государством. Узнайте у родителей, знакомых, кто и как помогает решать вопросы трудоустройства в вашем регионе.
• Программы переподготовки и повышения квалификации для безработных
• Субсидии на создание новых рабочих мест
• Предоставление финансовой поддержки малому бизнесу
• Выплата пособий по безработице
• Службы занятости, оказывающие помощь в поиске работы
• Надзор за соблюдением прав работников
• Борьба с теневой занятостью
• Льготные кредиты для малого бизнеса
• Образование и профессиональная подготовка
1. Как стимулируется трудовая деятельность?
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении плана, повышения эффективности производства и качества продукции могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы, различные доплаты (надбавки), дополнительные льготы и другие формы материального поощрения. Иногда в качестве материального стимула используется участие работника в прибыли предприятия. Разница в оплате служит стимулом, заставляющим людей совершенствовать свою деятельность в интересах общества, помогает судить о полезности и эффективности труда. Немаловажны и моральные стимулы труда: уважение, благодарности, грамоты, доски и книги почёта, ордена и медали. Социальные стимулы труда — престиж, карьерный рост. Всё это предоставляется за конкретные достижения в работе,
2. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?
Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (в частности, свобода принятия решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.
3. Как определить уровень безработицы в стране?
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах
4. Чем вызвана безработица?
Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию.
Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Кто-то вынужден менять работу.
Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства.
Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности.
5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
Высокий уровень безработицы влечёт серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы Федеральной службы по труду и занятости РФ на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).
Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ.
Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса.
Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода — заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.
Безработица — серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства.
6. Как государство обеспечивает занятость?
Для обеспечения занятости государство принимает следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.
1. Бывшие одноклассники на школьном вечере встречи выпускников делились жизненными успехами, планами и проблемами. Алексей — студент дневного отделения университета. Женя — домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу. Кто из четверых считается безработным? Поясните свой выбор.
Безработным считается Дмитрий, так как он не работает и зарегистрирован в службе занятости. Согласно определению, безработные — это трудоспособные граждане, которые не имеют работы, активно ищут её и готовы приступить к ней. Татьяна не является безработной, так как прекратила активные поиски.
2. Заполните в тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».
Экономические последствия Социальные последствия
рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги. потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост преступности в стране.
Впишите примеры в соответствующий столбец таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.
3. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы безработица?
Безработица может стимулировать экономическую активность, побуждая людей становиться предпринимателями, создавать собственные предприятия или искать новые способы заработка. Однако она также может тормозить развитие экономики, если значительная часть населения теряет доход и квалификацию.
4. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?» Преобладали следующие ответы: ориентироваться в выборе профессии на ту, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Что бы вы добавили к этим ответам? Обсудите вопрос с одноклассниками.
Кроме предложенных ответов, следует добавить умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, развивать навыки межличностного общения и управления временем, а также владение современными цифровыми технологиями. Конкурентоспособность подразумевает не только профессиональные знания, но и гибкость, инициативность и готовность к сотрудничеству.
Узнайте из материалов СМИ, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, компьютерная грамотность, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональную квалификацию (знания, практические навыки по специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату.
• Профессиональная квалификация: глубокие знания в специальности, практический опыт
• Умение работать с технологиями: компьютерная грамотность, владение специализированным ПО
• Личностные качества: ответственность, организованность, коммуникабельность
• Мягкие навыки (soft skills): умение работать в команде, управлять временем, адаптироваться к изменениям
• Иностранные языки: знание английского или других языков как дополнительное преимущество
Предложите одноклассникам составить деловой портрет работника современного производства (возможен письменный опрос, интервью) и проведите обсуждение его составляющих.
Такой работник должен быть:
• Технически грамотным и профессионально подготовленным
• Ответственным, дисциплинированным, ориентированным на результат
• Способным к обучению новым навыкам и работе в условиях постоянных изменений
Разработайте рекомендации (памятку) для подростков по самооценке своих возможностей для будущего трудоустройства, проведите их презентацию в классе.
• Определите свои сильные стороны: что вам удаётся лучше всего?
• Выявите интересы: какие сферы вызывают у вас увлечённость?
• Оцените навыки: какие умения у вас уже есть, что нужно развивать?
• Составьте план саморазвития: изучайте языки, осваивайте технологии, участвуйте в проектах
• Будьте открыты новому: пробуйте себя в волонтёрстве, стажировках, временной работе
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением