Параграф 17 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
§ 17. Современный работник
ЗАДУМАЕМСЯ
Могут ли интересы основных участников рынка труда совпадать или противоречить друг другу?
Интересы участников рынка труда — работодателей и работников — могут как совпадать, так и вступать в противоречие. Совпадение происходит, когда обе стороны стремятся к эффективности: работодатель заинтересован в квалифицированных кадрах, а работник — в достойных условиях труда и оплате. Противоречия возникают, если одна сторона пытается добиться выгоды за счёт другой, например, при снижении заработной платы или завышении требований к работникам.
Почему выпускники школ составляют значительную часть безработных?
Выпускники школ часто не имеют достаточной квалификации, опыта работы и навыков, которые востребованы на рынке труда. Им сложно конкурировать с более опытными работниками, а также определиться с направлением профессиональной деятельности. Кроме того, не все молодые люди готовы к обучению на рабочем месте или стремятся получить дополнительное образование.
Как связаны профессионализм и жизненный успех?
Профессионализм способствует достижению жизненного успеха, поскольку высококвалифицированные специалисты чаще получают престижную и высокооплачиваемую работу, имеют больше возможностей для карьерного роста и стабильности. В современном мире знания, навыки и компетенции играют решающую роль в достижении целей и реализации потенциала.
ВСПОМНИМ
Как распознать свои способности?
Распознать свои способности можно через самоанализ, участие в различных видах деятельности, тесты на профессиональную ориентацию и обратную связь от окружающих. Важно обращать внимание на то, какие занятия приносят удовольствие, в чём человек достигает успеха, а также учитывать рекомендации учителей, наставников и родителей. Оценка собственных интересов и сильных сторон помогает выбрать подходящую сферу деятельности.
Что продаётся и покупается на рынке труда?
На рынке труда продаются трудовые ресурсы, то есть профессиональные навыки, знания, квалификация и рабочее время сотрудников. Покупается труд со стороны работодателей, которые обеспечивают оплату, условия труда и дополнительные бонусы. Основной товар на этом рынке — труд человека, оцениваемый по его производительности и качеству.
Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
Экономические последствия безработицы включают снижение уровня доходов семей, сокращение спроса на товары и услуги, недоиспользование трудовых ресурсов и потерю квалификации работников. Социальные последствия проявляются в росте социальной напряжённости, увеличении уровня преступности, ухудшении морального состояния общества и снижении уровня жизни. Кроме того, длительная безработица может привести к ухудшению здоровья и социальной изоляции.
Согласны ли вы с учёным? Приведите аргументы и примеры в поддержку своего мнения.
Утверждение Хайека о том, что рынок гарантирует победу сильнейших, справедливо, но имеет свои ограничения. Сильнейшие побеждают благодаря компетенциям, трудолюбию и способностям. Однако рыночная конкуренция не учитывает социальные факторы, такие как равные стартовые возможности или доступ к образованию. Например, талантливый человек из бедной семьи может столкнуться с препятствиями, несмотря на свои способности.
Что бы вы предложили изменить в портрете современного работника? Поясните своё мнение, используя учебный текст и схему.
Современный работник должен не только обладать профессиональными навыками и быть готовым к обучению, но и демонстрировать эмоциональный интеллект, способность к сотрудничеству и инновационное мышление. В условиях быстро меняющегося рынка труда важно также развивать навыки самопрезентации и адаптивности. Кроме того, следует больше внимания уделять вопросам ментального здоровья и баланса между работой и личной жизнью.
Какие аварии и катастрофы иллюстрируют фотографии?
• Наводнение
• Цунами
• Разлив нефти
• Пожар на нефтяной станции
• Землетрясение
Укажите их возможные причины. Подумайте, к каким последствиям для природы, людей, экономики приводят подобные чрезвычайные происшествия.
Используя ресурсы Интернета, найдите информацию о крупных технологических катастрофах, которые произошли в мире за последние годы. Охарактеризуйте роль человеческого фактора в этих событиях.
Авария на Чернобыльской АЭС (1986)
• Роль человеческого фактора: игнорирование мер безопасности, ошибки в управлении реактором
• Последствия: радиационное загрязнение, эвакуация сотен тысяч людей, экологический ущерб
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon (2010, Мексиканский залив)
• Роль человеческого фактора: нарушение техники безопасности, игнорирование сигналов о неисправности
• Последствия: разлив нефти, экологическая катастрофа, многомиллиардные убытки
Железнодорожная катастрофа в Лак-Мегантик (Канада, 2013)
• Роль человеческого фактора: оставление состава без присмотра, отсутствие технических проверок
• Последствия: взрыв цистерн с нефтью, разрушение города, 47 погибших
Подумайте, какими характеристиками можно дополнить этот перечень.
• профессионализм способствует достижению высоких стандартов в работе
• уверенность в своих навыках помогает справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями
• квалифицированные специалисты имеют больше шансов на продвижение и новые вызовы
• профессионализм повышает ценность специалиста на рынке труда, что отражается на уровне дохода
• глубокие знания и опыт помогают избегать ошибок и находить оптимальные решения
Многие современники настороженно относились к образу жизни Диогена, считая его чудачеством. А что о нём думаете вы? Ради какой цели можно отказаться от удобств и комфорта?
Диоген своим образом жизни проповедовал идеалы свободы, независимости и самодостаточности, что могло казаться радикальным и странным для его времени. Его отказ от удобств и комфорта ради достижения внутренней свободы и осознания истинных ценностей может быть понятным, если целью является самопознание, духовное развитие или протест против излишнего потребления. Такой выбор, хотя и необычен, демонстрирует силу духа и готовность жить в согласии со своими убеждениями.
Приведите примеры подобного отношения к жизни и профессии у ваших знакомых, близких.
Примером подобного отношения можно назвать учителей, которые вдохновляют своих учеников на обучение, или врачей, спасающих жизни и получающих радость от того, что помогли людям. Также это могут быть художники или мастера своего дела, которые создают что-то уникальное не ради материальной выгоды, а ради творчества и пользы.
Как вы понимаете выражения «оставить след в жизни», «оставить имя в истории»?
Выражение «оставить след в жизни» означает сделать что-то значимое, что останется в памяти людей — будь то доброе дело, достижение или созданный труд. «Оставить имя в истории» — это достичь такого уровня, когда твои дела или вклад будут помнить и ценить многие поколения, как пример вдохновения и влияния на развитие общества.
Какие факторы и условия выбора профессии необходимо учесть для достижения успеха?
В том случае, если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», профессиональный выбор будет удачным.
Оцените предложенные принципы выбора и нарисуйте собственный маршрут успеха.
Если я смогу совместить «хочу», «могу» и «надо», то смогу выбрать профессию, которая принесёт мне радость и будет полезной для общества. Например, я люблю рисовать, у меня есть способности к созданию дизайна, и спрос на графических дизайнеров сейчас высокий. Значит, я могу начать изучать программы для дизайна, тренироваться и планировать будущее. Мой маршрут успеха: узнать больше о профессии > улучшить свои навыки > найти курсы или проекты для практики > поступить в колледж или университет по выбранной специальности > работать и развиваться дальше.
Узнайте о возможностях получения навыков реальных профессий в своём регионе. Как обучение в школе помогает решать эту задачу, какие предметы оказывают влияние на ваш профессиональный выбор и подготовку к будущей деятельности?
В нашем регионе существуют различные образовательные программы, например, кружки по робототехнике, программированию, кулинарии и рукоделию. Также есть технопарки, где подростки могут попробовать себя в инженерных или IT-профессиях. Обучение в школе помогает с основой: математика развивает логику для IT или инженерии, литература и история — креативное мышление для творческих профессий. Кроме того, уроки труда и проектной деятельности дают возможность пробовать себя в разных областях.
1. Какие требования предъявляет современный рынок труда к работнику?
Исследователи проблем занятости отмечают, что в наши дни наёмный работник должен обладать способностью быстро адаптироваться к новым условиям, сам себя переобучать, быть внимательным к передовым идеям в своей профессиональной области, к изменениям на рынке, осваивать важные трудовые навыки (например, работа на компьютере).
Новые тенденции в сфере наёмного труда делают наиболее востребованными гибкость, стремление осваивать новые знания и профессии, готовность к жёсткой конкуренции на рынке труда.
2. Какие качества ценят руководители в подчинённых?
Познакомьтесь с примерным списком качеств, которые ценят современные руководители в своих подчинённых:
1) знания (глубина профессиональных знаний и понимание всех ступеней работы);
2) качество работы (тщательность и точность выполнения работы);
3) надёжность (степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит задание);
4) инициатива (степень активной заинтересованности работника в выполнении полученной работы);
5) творческие способности и находчивость (способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей);
6) выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряжённых условиях);
7) целеустремлённость (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат).
З. В чём вы видите преимущества профессионализма?
Профессионализм — это высокий уровень мастерства человека, позволяющий ему добиться успеха в деле. Это не только уровень производственных достижений, но и особенности мотивации и смысла труда для самого человека. Чем выше уровень профессионализма и квалификации работника, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован. Однако современный работник сталкивается с вероятностью нестабильной занятости. Это заставляет его не только анализировать свои способности и возможности, но и овладевать информацией о требованиях профессии к её соискателю, запросах работодателя к качествам работника.
4. Как связан выбор жизненного и профессионального пути?
Выбор жизненного пути тесно связан с выбором дела по душе. Правда, одним людям удаётся найти его в начале пути, другие к делу жизни идут довольно долго. Выбор также осуществляется по-разному. Одни хватаются за первое попавшееся предложение и трудоустраиваются на любую работу, лишь бы она давала кусок хлеба. Другие выбирают профессию, соответствующую своим потребностям и возможностям. Третьи ищут в работе смысл жизни и готовы посвятить делу всего себя.
1. Как вы понимаете словосочетание «достойный образ жизни»? Какие составляющие, с вашей точки зрения, в него входят? Обоснуйте ваш выбор.
Достойный образ жизни — это состояние, при котором человек может удовлетворять свои основные потребности, сохранять физическое и психическое здоровье, заниматься саморазвитием и иметь возможность для отдыха. В него входят такие составляющие, как стабильный доход, качественное питание, комфортное жильё, доступ к образованию и медицине, а также наличие свободного времени для личных интересов. Достойный образ жизни также предполагает возможность выбора и свободу действий в рамках своих потребностей и ценностей. Это важно, чтобы человек чувствовал себя уверенно и гармонично в обществе.
2. Используя различные источники информации, узнайте, что такое производственная авария и катастрофа. В чём их различие? Приведите собственные примеры аварии и катастрофы.
Производственная авария — это внезапное событие на предприятии, которое приводит к нарушению работы оборудования, травмам сотрудников или материальным потерям. Например, поломка станка на заводе или разрыв трубы в химическом цехе.
Катастрофа отличается масштабностью последствий, затрагивает большее количество людей и может приводить к экологическим или социальным бедствиям. Пример катастрофы — взрыв на Чернобыльской АЭС или разрушение дамбы в Бразилии в 2019 году. Основное различие в том, что авария ограничивается рамками предприятия, а катастрофа выходит за эти рамки, нанося ущерб большим территориям или обществу.
3. Проведите дискуссию на тему «Зачем человек трудится?». Примерные вопросы для обсуждения: труд — по призванию или из чувства долга? Труд — внутренняя потребность или вынужденная необходимость? Какое значение имеет общественная ценность твоей работы? Почему сегодня есть люди, не занятые трудом, но живущие вполне благополучно?
Зачем человек трудится?
Труд для человека может быть как призванием, так и чувством долга. Одни находят радость в реализации своих талантов и приносят пользу обществу, другие трудятся ради обеспечения семьи или выполнения своих обязанностей. Труд может быть внутренней потребностью — способом самореализации и достижения целей, а иногда и вынужденной необходимостью, чтобы заработать на жизнь. Общественная ценность труда важна, так как она определяет вклад человека в развитие общества. Люди, не занятые трудом, но живущие благополучно, могут использовать наследство, инвестиции или пособия, что создаёт определённые вопросы о справедливости и мотивации в обществе.
4. Как в учебной деятельности отражается мир профессий? Только ли школьный предмет «Технология» готовит к труду? В каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты? С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьных уроках по курсу «Искусство», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?
Мир профессий отражается в школьной учебной деятельности не только через предмет «Технология». Например, уроки литературы и истории помогают понимать культурное наследие и учат анализу, что важно для журналистов и исследователей. Чтение — ключевой навык для профессий учёного, юриста, редактора. Математика используется в инженерии, финансах и строительстве, где требуются расчёты и логическое мышление. Уроки искусства готовят к профессиям художника, дизайнера, режиссёра, а такие предметы, как обществознание или психология, помогают лучше понимать поведение людей, что важно для педагогов, социологов и маркетологов.
5. Занятие бизнесом становится всё более привлекательным для значительной части молодых россиян, особенно 20—25-летних. На вопрос социологов «Что вас привлекает в предпринимательской деятельности (возможны несколько вариантов)?» были получены следующие ответы, представленные в таблице.
Обсудите в классе данные таблицы и, опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы о потребностях и мотивах участия молодёжи в предпринимательской деятельности.
• Большинство привлекает предпринимательская деятельность тем, что это интересно, перспективно и выгодно
• Меньше всего человек привлекает предпринимательство возможностью стать конкурентоспособным
• Также многие люди хотят заниматься предпринимательством, чтобы хорошо жить
Дайте оценку привлекательности этой деятельности для вас и перспектив участия в ней.
Для меня предпринимательство также является привлекательным, потому что оно дает возможность собственного заработка, который будет превосходить заработную плату наемного работника.
6. Вы хотите устроиться на работу. Получить желаемую должность и расположить к себе работодателя поможет резюме (краткие сведения о себе). Резюме — ваша визитная карточка. Составьте резюме по предложенной форме.
Подготовьте проект «Профессии, которые мы выбираем». Проведите опрос среди одноклассников, соберите информацию о профессиях и специальностях, возможностях их получения в своём регионе, возможностях будущего трудоустройства и др. Организуйте в классе презентацию проекта с использованием полученных материалов.
В рамках данного проекта был проведён опрос среди одноклассников, целью которого было выяснить, какие профессии они рассматривают для будущего трудоустройства, какие навыки и знания считают важными для их карьеры, а также возможности получения образования в нашем регионе. Вопросы касались как выбора профессии, так и перспектив трудоустройства в будущем.
Результаты опроса
Большинство учащихся изъявили желание работать в таких областях, как IT (программирование, веб-разработка), медицина (врачи, медсестры), а также в области искусства и дизайна. Среди технических профессий часто упоминаются инженеры, механики, и специалисты по робототехнике. Некоторые также интересуются профессиями, связанными с бизнесом, такими как маркетологи и менеджеры.
Практически все опрошенные считают, что для успеха в выбранной профессии важны навыки работы с компьютером, знание иностранных языков и умение работать в команде. Для некоторых профессий, таких как программист или дизайнер, важным элементом является также креативность и умение решать нестандартные задачи. Особенно выделяется важность профессиональных и технических навыков, которые можно развить на практике.
Опрос показал, что большинство учащихся планируют продолжить обучение в вузах или колледжах. В регионе имеется множество образовательных учреждений, которые предлагают программы в сфере IT, медицины, инженерии и других востребованных специальностей. Некоторые учащиеся заинтересованы в получении образования за рубежом, особенно в странах с развитыми рынками труда, например, в США или Германии, где существуют большие возможности для профессионалов в области технологий.
Учитывая текущие тренды на рынке труда, многие одноклассники считают, что наиболее востребованными будут профессии в области информационных технологий и медицины. Трудоустройство в этих сферах будет обеспечено с высокой вероятностью, так как в нашем регионе развивается IT-сектор, а также нуждаются в квалифицированных специалистах больницы и клиники. Рабочие профессии, такие как механики и строители, также востребованы на рынке труда, особенно в контексте роста строительства и реконструкции.
Один из интересных выводов, сделанных в ходе опроса, касается изменений на рынке труда. Большинство респондентов соглашается с тем, что профессии, связанные с информационными технологиями и автоматизацией, будут доминировать в будущем. Однако есть и опасения по поводу автоматизации: опрошенные считают, что некоторые профессии, такие как водители или курьеры, могут исчезнуть с развитием автономных транспортных средств.
Похожие решебники
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением